Психологические особенности общения
Понятие и сущность общения. В психологии имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми. Например:
общение – это процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения является достижение взаимопонимания (А.Г. Ковалев);
общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А.Н. Леонтьев);
общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы
(К.К. Платонов);
общение – это обмен информацией, а также взаимодействия людей и их взаимоотношения (Б.Д. Парыгин);
В. Г. Крысько определяет общение как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц;
Г. М. Андреева подчеркивает, что общение предполагает отношение между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Обмен информацией обязательно подразумевает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось воздействие на другого с целью изменения его поведения;
В. В. Знаков указывает, что общением называется такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. При совместной деятельности подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи.
Таким образом, большинство психологов подчеркивают субъективно-субъективный подход к проблеме общения, выделяя взаимосвязь общения и деятельности. В отечественной психологии этот подход реализуется исходя из теоретических и практических разработок Б.Ф. Ломова и его сотрудников. Здесь общение – особая форма активности субъекта, когда в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, развивается система отношений “субъект – субъект(ы)”.
По содержанию общение может быть:
- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- когнитивное (обмен знаниями)
- кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями)
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми ими потребностями.
По средствам общение может быть непосредственным(с помощью естественных органов человека) и опосредованным (природные предметы – палка культурные – знаковые системы, печать, радио), прямым и косвенным
Общение проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми, с общностями. Культурно-исторические и профессиональные шаблоны поведения помогают человеку усвоить национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.
Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, чего от него можно ожидать. Они связаны с личностью партнера. Здесь не только познание другого человека, но и самопознание. В результате формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. В этих условиях информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При обмене информацией люди не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом, как указывал А.Н. Леонтьев, выработать общий смысл. А это возможно только в том случае, когда информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Чтобы не возникало коммуникативных барьеров, общающиеся должны научиться “говорить на одном языке”. (В следующих темах мы рассмотрим этот важный аспект.)
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций, чувств, настроения в личных контактах партнеров. Она проявляется в выразительных движениях субъектов общения, их действиях. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Конативная сторона (поведенческая) служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.
Следует обратить внимание на функции общения. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального контакта. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. В лекции мы остановимся на классификации В.Г. Крысько.
В целом можно остановиться на двух основных функциях общения: социальной и психологической.
Социальная функция включает:
организацию совместной деятельности;
управление поведением и деятельностью;
контроль.
Психологическая функция общения подразумевает:
обеспечение психологического комфорта личности;
удовлетворение потребности в общении;
самоутверждение личности.
Эти функции тесным образом взаимосвязаны. Эффективность общения во многом будет зависеть от межличностных, психологических компонентов. Поэтому важное значение имеет знакомство с психологической структурой общения.
Виды общения.
Среди видов общения можно выделить деловое, личностное, инструментальное и целевое.
Деловое служит средством повышения качества деятельности, его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы их внутреннего мира (получить и передать информацию, воздействовать на мотивы и решения).
Личное связано с элементами и процессами внутреннего характера (смысл жизни, отношение к значимому человеку).
Инструментальное общение не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения
Целевое служит средством удовлетворения самой потребности в общении.
Различают также:
Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости; выбор выражений, жестов. Стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда он необходим.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если получили желаемое, то теряют интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения, но интересы дела наиболее важны.
Духовное, межличностное общение возможно когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения. Может предвидеть его результаты.
Манипулятивное направлено на извлечение выгоды от партнера с использованием разных приемов - лесть , запугивание, обман, пускание пыли в глаза, демонстрация доброты в зависимости от особенностей личности партнера.
Светское общение беспредметно. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено в подобных случаях. Это закрытое о. Кодекс светского о.: вежливость, такт, одобрение, согласие, (избегай возражений, не порицай другого), симпатия (будь доброжелателен, приветлив).
Кодекс делового общения иной: принцип кооперативности, достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем нужно в данный момент), принцип качества информации – не ври, принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение, выражай мысль ясно и открыто для собеседника, умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.
Если один ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперативности, то они могут попасть в нелепую неэффективную коммуникацию.
Психологическая структура общения включает ряд компонентов.
Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Здесь целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности, управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на личность.
Коммуникационная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися. При этом имеет место отношение индивидов друг к другу. Посредством используемых знаков партнеры могут влиять друг на друга, а само общение может быть эффективно лишь при условии обладания и использования единой системы кодификации или декодификации. Даже зная значение одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Л. С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии не только через знания, но и через побуждения, действие. Это может проявляться в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
Необходимым элементом совместной деятельности является кооперация. Она включает координацию сил участников и поиск эффективных для обеих сторон решений. В отличие от кооперации конкуренция – как правило, конфликтный путь общения, при котором стороны не всегда приходят к приемлемому соглашению. В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение желаний, влечений оппонентов.
Перцептивная сторона общения выражена в процессе восприятия партнерами друг друга, их оценкой. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков и их истолкования. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна.
На основе внешней стороны общения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль. Это связано с тем, что, познавая другого человека, формируется сам познающий индивид. Вместе с тем от меры точности восприятия другого человека зависит успех организации согласованных действий с ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.
Будущим специалистам следует обратить внимание на факторы, мешающие правильному восприятию. К сожалению, ввиду отсутствия необходимого опыта социального общения некоторые строят свои отношения с партнером путем “проб и ошибок”. Этого можно избежать, если учесть следующие проверенные на практике мешающие факторы:
наличие заранее данных установок, оценок, убеждений, которые сложились до момента начала общения;
наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми людей соотносят с определенными профессиональными, половозрастными, национальными и другими категориями и находят в них знакомые по стереотипу черты;
стремление сделать преждевременное заключение о личности человека задолго до того, как о нем получена исчерпывающая достоверная информация (ошибочный эффект первого впечатления);
эффект гало (ореола), когда первоначальное отношение к какой-то одной стороне жизни переносится на весь образ личности, а затем общее впечатление о человеке на отдельные его качества;
эффект “проецирования”, когда по аналогии с собственной личностью человеку приписываются и собственные эмоциональные состояния и качества;
шаблонность - отсутствие естественных со временем изменений в восприятии других людей, несмотря на то, что появилась новая информация, да и сам человек, и Вы могли измениться;
эффект “последней информации” – если имеется последняя негативная информация о человеке, то она может перечеркнуть все прежнее представление о нем.
Успешное общение должно быть логически выстроено. Поэтому при общении с партнером необходимо следовать определенным этапам. Например, Л.Д. Столяренко выделяет следующие этапы общения:
Потребность в общении. Необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника. Все это побуждает вступить в контакт.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения. Человек представляет себе ( бессознательно или осознанно), что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов. Подобные умения называют коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью, социальным интеллектом.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике