logo
УМК по псих

Процесс обучения

Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах. Дидактиче­ские принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соот­ветствии с намеченными целями.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достичь высоких и прочных результатов в обучении школьни­ков. В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы преподавателей они видоизменяются, совер­шенствуются. Современные принципы обусловливают тре­бования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и ана­лизу достигнутых результатов.

Их анализ позволяет выделить в качестве основополага­ющих, общепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории с практикой.

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; созна­тельное усвоение знаний обучающимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности обучающихся, организацией учебно-воспитательного процесса и управления познава­тельной деятельностью обучающихся, применяемых пре­подавателем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность обучающихся является важ­ным фактором обучаемости и оказывает, решающее влия­ние на темп, глубину и прочность овладения учебным мате­риалом.

Принцип наглядности обучения

В основе принципа наглядности обучения лежат следу­ющие строг.о зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительно­стью к внешним раздражителям, у подавляющего боль­шинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Они «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступаю­щая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекоординирования, она запечат­левается в памяти человека легко, быстро и прочно. Принцип систематичности и последовательности

Принцип опирается на следующие научные положе­ния, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий: уни­версальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным обра­зом организованное обучение. Система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познаватель­ными возможностями обучающихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем пере­рывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков, то они утрачиваются; если не приучать обучающихся к логи­ческому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Принцип прочности

В данном принципе закреплены эмпирические и теоре­тические закономерности; усвоение содержания образова­ния и развитие познавательных сил обучающихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения обучающихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуслов­ливается организацией обучения, использованием различ­ных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для обучающихся тот или иной учеб­ный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответ­ствует его тезаурусу. Латинское слово Шекаигиз означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, при­меняемых преподавателем методов обучения и связаны с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уро­вень умственного развития обучающихся и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; обучение на оптимальном уровне трудности положитель­но влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Известны классические правила, относящиеся к прак­тической реализации принципа доступности, сформули­рованные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип научности

Принцип научности обучения, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, точно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по. своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действитель­ности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации преподавателем принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных зна­ний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от меж­предметных связей.

Принцип связи теории с практикой

Рассматриваемый принцип опирается на многие фило­софские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область прило­жения результатов обучения; эффективность связи обуче­ния с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного про­цесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей обучающихся; чем больше приобретаемые обучающимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окру­жающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.