logo
УМК по псих

Формы организации учебной деятельности

Учебный процесс может быть организован разнооб­разно. Существует целый комплекс форм его организации: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачёт, предметный кру­жок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остаётся основной формой организации обучения. Урок — это сис­тематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени.

В каждом уроке можно выделить его основные компо­ненты (объяснение нового материала, закрепление, пов­торение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е, его структуру. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет.

Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сооб­щает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.

В зависимости от дидактических целей и места в учеб­ном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют:

- информационные лекции, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод из­ложения;

- проблемные лекции предполагают изложение мате­риала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.; - визуальные лекции предполагают визуальную по­дачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых мате­риалов;

- бинарные лекции (лекция^-диалог) предусматри­вают изложение материала в форме диалога двух пре­подавателей, например, представителей двух научных направлении и т.д.;

- лекции-провокации — это занятия с заранее запла­нированными ошибками. Они рассчитаны на стимули­рование обучающихся к постоянному контролю пред­лагаемой информации я поиску неточностей. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;

-лекции-конференции проводятся как научно-прак­тические занятия с заслушиванием докладов и выступлений в аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподава­тель подводит итоги, дополняет и уточняет информа­цию, формулирует основные выводы;

-лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы — ответы — дискуссия».

Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространённый вид "- семинар-беседа. Проводится в форме развёрнутой беседы по плану с крат­ким выступлением и подведением итогов преподавателем.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо про­блемы с целью установления путей её решения.

Конференция (учебная) — организационная форма об­учения, направленная на расширение, закрепление и со­вершенствование знаний.

Лабораторно-практические занятия, практику­мы — формы организации обучения, при которых обуча­ющиеся по заданию и под руководством преподавателя вы­полняют лабораторные и практические работы. Основные дидактические цели таких занятий — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; ов­ладение техникой эксперимента, умением решать прак­тические задачи путём постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, ус­тановками и другими техническими средствами.

Факультативные занятия предусматривают углуб­лённое изучение учебных предметов по выбору и желанию обучающихся. Они направлены на расширение научно-технических знаний и практических умений обучаемых.

Экскурсия (учебная)формы организации обуче­ния в условиях Производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения обучающи­мися различных объектов и явлений действительности.

Курсовое проектирование как организованная форма обучения используется в высшей школе на заключитель­ном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет при­менять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связан­ных со сферой деятельности будущих специалистов.

Дипломное проектирование — организационная фор­ма, применяемая на завершающем этапе обучения в обра­зовательном учреждении.

Производственная практика как форма организации учебного процесса в вузе направлена на формирование профессиональных умений и навыков, а также расшире­ние, закрепление, обобщение и систематизацию знаний путём применения в реальной действительности,

Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям.

Консультация как форма обучения используется для оказания помощи обучающимся по освоению учебного материала. Различают индивидуальные и групповые кон­сультации.

Экзамен — форма обучения, имеющая целью система­тизацию, выявление и контроль знаний обучающихся.

Зачёт — форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачёт можно также рассматривать как подгото­вительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки, и другие подобные им формы обучения (лаборатории, студии и т.д.) отличаются боль­шим разнообразием как по направленности, так и по содер­жанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа обучающихся в предметных кружках способствует разви­тию у них интересов и склонностей, положительного отно­шения к обучению, повышению его качества. На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, органи­зуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность обучающихся, развивают их творческие спо­собности, формируют дух состязательности.