Педагог в современной системе образования
Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Он должен владеть целеполаганием, диагностированием, прогнозированием, уметь организовывать, оценивать, корректировать, контролировать. Ведущее требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. Это качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях работы с детьми, любви к детям. Они состоят из следующих способностей: организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные. К профессиональным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, организованность, настойчивость, повышение своего профессионального уровня. Важны и человеческие качества: доброта, справедливость, честность, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, гуманизм, душевная чуткость. К личностным качествам педагога следует отнести: владение методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, организаторские умения и навыки, педагогическое мастерство, ораторское искусство, технологии общения, научная увлеченность.
Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствующееся искусство воспитания и обучения. Это умение так организовать учебный процесс, чтобы при всех условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Мастер владеет современными методами образования, умеет активизировать работу обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, высокую нравственность, патриотизм. Н. Портнов выделяет критерии аттестации для педагогов, которые соответствуют уровню педагогического профессионализма:
- качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность
- запас фактических знаний по предмету, умение пользоваться полученными знаниями
- понимание сущности процессов в природе и обществе
- степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания
- отношение учащихся к делу, их поведение в школе, общественная активность, эстетическая и физическая культура.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике