Лидерство и руководство
Руководство обеспечивает выполнение группой следующих задач:
- целеполагание;
- поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим проблемам;
- информирование;
- принятие решений;
- контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.
Понятие руководство более широкое, чем лидерство. Б.Д. Парыгин указал на их следующие отличия:
руководство – это элемент макросреды, связан со всей системой общественных отношений, лидерство – микросреды;
руководство регулирует официальные отношения (долженствования), лидерство – неофициальные (симпатии).
руководство целенаправленно контролируется социальной средой, лидерство возникает стихийно;
лидерство менее стабильно, зависит в определенной степени от настроения группы;
руководство обладает системой санкций, чего нет у лидерства;
процесс принятия решений у руководителей более сложный, лидер принимают решения более непосредственно;
сфера деятельности лидера – малая группа, руководитель представляет группу вовне.
Существуют различные концепции лидерства:
1. Харизматическая (теория черт) - рассматривает лидера с его чертами как данными свыше (благодать). Но нет единства в определении этих черт. Одни психологи отмечают инициативность, общительность, дружелюбие, чувство юмора, другие - красноречие, силу воли, ум, бдительность.
2. Ситуационная теория – в различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят остальных по качествам, необходимым в данной ситуации. Выдвигаясь в лидеры в определенной ситуации человек сохраняет свое влияние и в дальнейшем.
3. Синтетическая - объединяет два предыдущих подхода. Лидерство интерпретируется как позиция группы, когда индивид демонстрирует свои способности в зависимости от целей и задач группы.
Так в группе может быть несколько лидеров: организатор, умелец, эрудит, генератор эмоционального настроения.
Стили руководства влияют не только на отношения в группе, но и на эффективность трудовой деятельности. По К. Левину выделяют: авторитарный, демократический, попустительский стили.
Кроме того, на основе указанных стилей выделяют две основные модели руководства – директивную и кооперативную. В основе директивной модели лежат единоначалие (а часто и давление, диктат), структурная простота и возможность оперативного управления всеми людьми. Эта модель порождает и закрепляет фронтальные и радиальные связи между руководителем и подчиненными, ограничивает деловую инициативу членов группы, способствует их пассивности, лицемерию. Создаются многочисленные микрогруппы, увеличивается необходимость контроля за большим числом исполнителей (М.Р. Битянова).
В основе кооперативной модели лежат возможности активного коммуникативного и межличностного взаимообмена между членами группы и их руководителем, решение сложных задач небольшим количеством подчиненных, взаимопонимание, низкая конфликтность. Разветвленная групповая структура, высокая удовлетворенность работой, ответственность и самоконтроль.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике