Мышление
Мышление - это процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.
Человек отражает в своем сознании не внешние особенности предметов, явлений, а саму их сущность, взаимные связи, отношения.
Важнейший признак мышления – обобщенность. Это означает, что в результате мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме наиболее существенные черты этих объектов. Мышление создает их идеальный образ. При этом мышление выступает как результат переработки опыта не только одного человека и его современников, но и предшествующих поколений.
Другой признак мышления – то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что не действует непосредственно на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам.
Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Каждое понятие представляет собой обобщенный образ объективного мира.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. Так формируется мыслительная деятельность. Мыслительным действием называется акт мышления, при котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые. Уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных и длительных мыслительных процессов. Мышление опирается на знания, а приобретенные знания – на мышление. Так появляются суждения. Суждение – это простейший акт мышления, отражающий связи предметов или явлений или тех или иных их признаков. Наиболее сложной формой мышления (актом) являются умозаключения. Умозаключение представляет собой образование из нескольких суждений нового суждения. Различают:
а) индуктивные умозаключения (индукция) – процесс перехода от единичных, частных суждений к общему суждению, от суждений, отражающих отдельные факты, к суждению, выражающему более общее положение;
б) дедуктивное умозаключение (дедукция) – процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее общее положение или частный случай. Дедукция помогает понять сущность познаваемых явлений и предметов.
Процесс формирования понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает использование ряда мыслительных операций.
Анализ – мысленное расчленение объекта, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в одно целое.
Сравнение – установление сходства и различия между объектами изучения.
Абстракция – мысленное отвлечение о несущественных признаков и выделение существенных особенностей группы предметов или явлений.
Конкретизация – мысленный переход от более общего понятия к более частным, связанных с дедукцией.
В зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять виды мышления:
интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью
наглядно-действенное – решение задачи осуществляется с помощью реального, физического образования ситуации, опробования свойств объектов.
наглядно-образное, связанное с представлением ситуаций, изменений в них.
абстрактно-логическое (отвлеченное, словесно-логическое) – с использованием понятий, логических конструкций.
Качества мышления:
гибкость – умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений;
восприимчивость – чуткость на случай;
полинаправленность – умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта, способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения;
критичность – соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные;
избирательность – умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных;
проницательность – умение разбираться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки;
оперативность – умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.
Данные качества являются не врожденными, а приобретаются.
Для результативности мышления необходимо:
проводить детальный анализ исследуемых явлений, предметов, событий;
стараться видеть за частным общее;
не ограничиваться описанием явления (предмета, события), а глубоко исследовать его сущность, связь с другими явлениями;
не избегать вопроса почему?
изучать общие закономерности научного познания, думать о том, как думаешь;
не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Воображение или фантазия – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятие позволяет человеку создать образы настоящего, память – прошлого, то воображение – будущего. Воображение – одно из важнейших условий творчества.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике