Восприятие и его свойства
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличительные особенности.
И ощущение, и восприятие являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе ее воздействия на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно предстает мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. А ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две различные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны. Они составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Это качественно новая ступень познания, когда складываются отношения типа: объект – субъект и субъект – объект.
Восприятие — активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним и т.д. Без движения глаза нет, например, зрительного восприятия.
Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания показали, что можно выделить четыре уровня операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Согласно первой, теории гештатьта (образа), нервная система животного и человека воспринимает не отдельные, внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. Приверженцы противоположной теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти противоположные точки зрения. Предполагается, что восприятие изначально носит комплексный характер, но это все же является продуктом синтезирующей деятельности коры больших полушарий мозга.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия высших животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Это может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор, или произведение живописи, представляющее своеобразное сочетание отдельных цветов, воздействующих на зрительный анализатор. И в том, и в другом случае комплекс раздражителей действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами частные раздражители, входящие в комплекс, но и на их соотношение — временное, пространственное. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. При восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Поэтому в процессе восприятия происходит оживление некоторых ранее выработанных связей. Вследствие этого образуются сложные интегративные нервные процессы, в которые входит возбуждение от действующих комплексных раздражителей и оживление временных нервных связей, выработанных в прошлом опыте.
К основным свойствам восприятия относятся: целостность, структурность, избирательность, предметность, константность, осмысленность. Рассмотрим их.
Целостность восприятия состоит в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть предмета). Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.
Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Осмысленность (категориальность) восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом — понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт у человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Поставив цель — выделить звук какого-либо инструмента в оркестре, это удается сделать. Звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие студентом текста учебника включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Центральной категорией познавательных процессов, в частности восприятия, выступает категория образа. Здесь различают стимульную и деятельностную парадигмы построения образа. Первая подчеркивает, что воздействующие раздражители являются главным фактором возникновения психических образов. Деятельностная парадигма основывается на том, что любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, а лишь средством для проверки, подтверждения или коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом непрерывно в качестве средства “вычерпывания” информации из окружающего мира. Образ, который мы видим есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Если механизм проверки гипотезы каким-то образом нарушается (заболевание, усталость, наркотики, изоляция), то можно “увидеть” собственную гипотезу, которой ничто не отвечает во внешнем мире. Так появляются галлюцинации. Выделяют также псевдогаллюцинации, когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: голоса звучат в голове, видения воспринимаются умственным взором. Они не идентифицируются с реальными объектами. Псевдогаллюцинации вощникают спонтанно, независимо от воли человека, они носят навязчивый характер.
от галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Различают следующие иллюзии:
- аффективные – чаще всего обусловленные страхом или тревожным подавленным настроением. Так даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем;
- вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Например, человеку кажется, что эти разговоры содержат угрозы в его адрес;
- парейдолические - вызываются снижениме тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Они проявляются в виде превращения обычных узоров, трещин на стене в сказочных чудовищ и т.п.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер и становится наблюдением. Оно проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и малозначительные признаки явлений, объектов. С одной стороны, наблюдение обусловлено чувствительностью анализаторов, с другой – особенностями памяти, мышления, прошлым опытом, направленностью, предпочтениями.
Для рационального и успешного восприятия необходимо:
ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию, начинать деятельность с формулировки его цели, постановки перед собой вопроса: чего я хочу;
максимально использовать все анализаторы, в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно – анализаторы запаха, вкуса, осязания;
проявлять интерес к информации, используя уже имеющиеся знания.
Чтобы восприятие информации было эффективным нужно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать этот процесс более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике