logo
УМК по псих

Сущность и закономерности процесса воспитания

Воспитание – это целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности и личности. Процесс воспитания – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом.

Процесс воспитания характеризуется целенаправленностью, длительностью, многофакторностью, непрерывностью, комплексностью, вариативностью и неопределенностью результатов.

Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения – важный этап процесса воспитания. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – твердые, основанные на глубоких принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Важным компонентом воспитательного процесса является формирование чувств.

Под содержанием воспитательного процесса понимают систему знаний, убеждений, навыков и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть человек. А главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Общие закономерности воспитания включают следующее:

- соответствие целей и действий

- соответствие социальной практики и направленности воспиательного влияния

- интенсивность воспитания и самовоспитания

- эффективность сопутствующих воспитанию процессов развития и обучения

- интенсивность воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (мотивы, потребности, эмоции, интеллект

- интенсивность и качество общения воспитанников.

К принципам воспитания относятся:

- обязательность

- комплексность

- равнозначность

- общественная направленность воспитания

- связь воспитания с жизнью, трудом

- опора на положительное в воспитании

- гуманизация и личностный подход

- единство воспитательных воздействий.

По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:

- индивидуальные

- микрогрупповые

- групповые (коллективные)

- массовые

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных цель воспитания качеств. Это:

  1. Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, диспут, беседа)

  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение).

  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Средство воспитания – это совокупность приемов (труд, слово). Комплексность воспитания означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. К главным факторам воспитания относятся:

  1. Сложившийся образ жизни школьника.

  2. Условия жизни.

  3. СМИ.

  4. Уровень развития коллектива (общественное мнение, ценности, нравственные нормы, психологический климат).

  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.