Сущность и закономерности процесса воспитания
Воспитание – это целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности и личности. Процесс воспитания – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом.
Процесс воспитания характеризуется целенаправленностью, длительностью, многофакторностью, непрерывностью, комплексностью, вариативностью и неопределенностью результатов.
Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения – важный этап процесса воспитания. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – твердые, основанные на глубоких принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Важным компонентом воспитательного процесса является формирование чувств.
Под содержанием воспитательного процесса понимают систему знаний, убеждений, навыков и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть человек. А главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Общие закономерности воспитания включают следующее:
- соответствие целей и действий
- соответствие социальной практики и направленности воспиательного влияния
- интенсивность воспитания и самовоспитания
- эффективность сопутствующих воспитанию процессов развития и обучения
- интенсивность воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (мотивы, потребности, эмоции, интеллект
- интенсивность и качество общения воспитанников.
К принципам воспитания относятся:
- обязательность
- комплексность
- равнозначность
- общественная направленность воспитания
- связь воспитания с жизнью, трудом
- опора на положительное в воспитании
- гуманизация и личностный подход
- единство воспитательных воздействий.
По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
- индивидуальные
- микрогрупповые
- групповые (коллективные)
- массовые
Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных цель воспитания качеств. Это:
Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, диспут, беседа)
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение).
Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).
Средство воспитания – это совокупность приемов (труд, слово). Комплексность воспитания означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. К главным факторам воспитания относятся:
Сложившийся образ жизни школьника.
Условия жизни.
СМИ.
Уровень развития коллектива (общественное мнение, ценности, нравственные нормы, психологический климат).
Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике