logo
УМК по псих

Методы воспитания и их классификация

Методы воспитания это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направлен­ной на решение задач воспитания.

В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «приём воспитания». Приём воспи­тания — частное выражение метода. В процессе практи­ческой деятельности метод делится на приёмы, которые помогают в достижении целей боепитания. Таким обра­зом, приёмы относятся к методам как частное к общему. Например, метод поощрения может реализоваться в приё­мах: похвала, благодарность.

Действия воспитателя организуются разными спосо­бами, потому что преследуются разные цели (цель опреде­ляет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковый возраст воспитанников и их особенности, а также воспитатели обладают разными профессиональ­ными умениями. В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их клас­сифицировать.

Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмо­ционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования убеждений. Есть методы направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенчес­ких реакций. Их называют методами формирования пове­дения и организации деятельности. И есть методы, назы­ваемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения.

Достаточно распространённой является классифика­ция, предложенная Ю.К. Бабанским, ВА. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объ­единяются в следующие группы:

а) методы формирования сознания (беседа, рассказ, дис­пут, лекция, пример);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,(упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций,' требова­ние);

в) методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание)

Имеются и другие классификационные подходы. Вос­питатель должен выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического применения, Рассмотрим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; примера. Охарактеризуем их.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педа­гогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.

Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к высо­кому и прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.

Чем же один человек может убедить другого чело­века? Словом, делом, примером, в том числе и личным. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие методы как беседа, лекция, диспут.

Беседа

Главная функция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окру­жающей действительности, к своим гражданским и нравс­твенным обязанностям. Иногда воспитанники совершают проступки, не придавая им особого значения, не осознавая их вреда.

Из психологии известно, что чем моложе воспитан­ники, тем больше у них отставание в осознании своих соб­ственных качеств по сравнению с осознанием качеств у дру­гих людей. Педагог может раскрыть значение проступка, сопоставляя его с другими аналогичными проступками.

Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни. В качестве таких факторов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, а также моральное правило, обобщенный литературный образ, реальный или условный педагогический образец. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непре­менно должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или другими делами и поступками.

Лекция

Это развернутое, продолжительное и систе­матическое изложение сущности той или иной учебной, научной» воспитательной или иной проблемы. Основа лек­ции — теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Лекция должна быть школой мышления. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут

Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности молодежи в самоутверждении, стремлении искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Упражнение

Педагогическое воздействие должно формировать тре­буемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкрет­ные дела, поступки характеризуют личность. В этой связи организация деятельности и формирование опыта обще­ственного поведения рассматриваются как сердцевина педагогического процесса. Важную роль в этом процессе играют упражнение и приучение.

Упражнение — это планомерно организованное выпол­нение воспитанниками различных действий, практиче­ских дел с целью формирования и развития их личности.

Приучениеэто организация планомерного и регуляр­ного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение — это упражнение с целью выра­ботки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнооб­разных задач гражданского, нравственного, физического и' эстетического воспитания и развития. Без системати­ческого применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

^ упражнения в полезной деятельности;

^- режимные упражнения;

*• специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении вос­питанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осоз­навалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверж­даться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, глав­ный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс-режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заве­дении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благо­творно сказывается на здоровье, физических и интеллек­туальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякое нарушение режима педагогического процесса — это не только видимый урон (например, сорванное занятие, опоздания, вошедшие в привычку и т.д.), но это еще воспи­тание неуважения к учебному процессу, воспитание необя­зательности и расхлябанности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными.

Специальные упражнения — это упражнения трениро­вочного характера, цель которых выработать и закрепить умения и навыки.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников «тренируют» вставать при входе учителя, молодых солдат учат приветствовать старших по званию и т.д. Специальные упражнения приме­няются и с целью преодоления недостатков. Так, наруши­теля дисциплины делают ответственным за порядок, неоп­рятному поручают обязанности санитара. Таким образом, упражнения направлены, прежде всего, на организацию и руководство деятельностью и поведением воспитанников.

Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверж­дении, потому что в нем содержится общественное призна­ние того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимися.

Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. "Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения — принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка обще­ственным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказаниеодин из самых старейших методов воспи­тания. В воспитательной практике используются следую­щие виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, огра­ничение участия в жизни коллектива, изменение отноше­ния к воспитаннику и т. д.

Наказание, корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил непра­вильно, вызывает чувство неудовлетворенности, диском­форта. Наказание — это самоутверждение наоборот, кото­рое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни мораль­ного унижения, ни физического страдания. Главное чувс­тво наказанного воспитанника — чувство переживания, отчужденности от других воспитанников, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитан­ников на нездоровой основе.

Еще древнеримский философ Сенека утверж­дал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко при­мером». Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подража­нию, однако его психологический эффект не ограничи­вается стимулированием их приспособительной деятель­ности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия» мастерства, верности долгу и т.д., воспитан­ник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержа­ние социально-нравственных отношений. При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений,

Особое значение имеет личный пример педагога-вос­питателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую зависит от его авторитета у воспитан­ников. Педагог должен, прежде всего, сам соответствовать всему тому, на что он их нацеливает и к чему призывает.