logo
УМК по псих

Современные тенденции развития образования

Один из ведущих, исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени.

Первая тенденция — осознание каждого уровня обра­зования как органической составной_части системы непре­рывного народного образования. Эта тенденция предлагает решение проблемы преемственности не только между шко­лой и вузом, но и учитывает задачу повышения моделиро­вания в учебной деятельности студентов производствен­ных ситуаций.

Вторая тенденция — индустриализация обучения, «Т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация. Это позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятель­ной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе мышле­ния».

Четвертая тенденция соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода — от жестко регламенти­рованных, контролирующих способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим* игровым, в результате чего повысится креативность учащихся (творческий под­ход к любой деятельности),

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фикси­руют необходимость организации обучения как коллективной, совместимой деятельности, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента ».

Принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образо­вательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО). К этим направлениям были отнесены:

^ общепланетарный глобализм и гуманизация обра­зования;

^ культуроведческая социологизация и экологиза­ция содержания обучения;

^ междисциплинарная интеграция в технологии образования;

*• ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. При рассмотрении педагогического процесса как сис­темы первое, что бросается в глаза, — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объ­единенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс — это главная, объеди­няющая всё система. В ней воедино слиты процессы фор­мирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, взя­тая в целом: школа, класс и учебное занятие и др. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и др.

Структуру системы составляют выделенные по при­нятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего", ибо, только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улуч­шения организации, управления и качества данного про­цесса.