Конфликты Конфликтность и агрессивность
Агрессивность – это психическое состояние личности, обусловленное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную ситуацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального или физического ущерба, а также страданий.
Существуют следующие виды агрессивных реакций:
физическая – нападение, причинение физического ущерба;
косвенная – злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, истерике;
склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств и эмоций при малейшем возбуждении;
негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы;
обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные сведения;
подозрительность от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди приносят вред;
вербальная агрессия, т.е. выражение негативных чувств через форму словесных ответов (ссора, крик) так и через их содержание (угроза, проклятие, ругань).
Агрессивность обычно свойственна людям с повышенной тревожностью, бесознательно неуверенных в своем биологическом и социальном статусе. Но существуют и другие подходы к природе этого состояния. Так Конрад Лоренц в своей книге “Так называемое зло” (у нас издана как “Агрессия”) считает ее естественным, биологически целесообразным механизмом выживания живых существ. На многочисленных примерах автор показывает, что агрессор имеет больше шансов добиться своего, а миротворец, как правило, бывает подавлен, использован для уничтожения. Такова природа всего живого и с ней просто надо считаться, направляя древние импульсы в приемлемое русло.
Противоположную позицию отстаивает отечественный психолог В.П. Эфроимсон. По его убеждению, биологически целесообразным приспособительным механизмом является не стремление к насильственному подавлению других, а альтруизм, поддержка. Именно, культивируя безотчетно это стремление, человек и стал таковым. Так или иначе, существуют три главных подхода в объяснении природы агрессивности:
1.Агрессивность – врожденное инстинктивное качество человека – психоанализ, этологические теории. У Фрейда – мортидо. Мелани Кляйн рассматривала агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека. Распространено мнение, что агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к самому себе или окружающим и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Это механизм, который направляет инстинктивные тенденции на другие объекты, в первую очередь на людей с целью их завоевания и покорения. Здесь уже просматривается не только биологическая, но и социальная сторона агрессии. Согласно Конраду Лоренцу агрессивность берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей как и у всех живых существ. Он опирается на данные естественного отбора и выживания сильнейших. Он считал, что агрессивная энергия имеет своим источником инстинкт борьбы. Она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Это психогидравлическая модель, оперирующая механизмом выпускания пара. Чем больше количества агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась извне.
2.Агрессивность – поведенческая реакция на фрустрацию. (Гомеостатическая модель). Здесь поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс (Дж. Доллард). Это попытка преодолеть препятствие на пути удовлетворения потребности, достижение удовольствия, эмоциональное равновесие. Это реакция на фрустрацию. Здесь агрессия рассматривается, как намерение навредить другому своим действием. Как и в психоанализе здесь присутствует катарсис – процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии. Однако многие экспериментальные данные говорят, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде – повышает.
Известно, что люди, испытывающие фрустрацию, не всегда ведут себя агрессивно. Представитель модифицированной теории Л. Берковиц ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Он признает также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. Но он же отметил, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессии воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. В более поздних работах он отмечает, что при фрустрирующая личность реагирует целым комплексом защитных реакций. Это может быть, например, уход с символическим агрессивным действием – хлопнуть дверью.
3.Агрессивность – характеристика поведения, формирующаяся в результате научения – бихевиоризм. Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей часто бывают агрессивные дети. Достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации. То есть наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивают у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Это установил основатель теории социального научения А. Бандура. На данный момент эта теория поддерживается многими психологами как наиболее эффективно объясняющая, предсказывающая и корригирующая агрессивное поведение.
При всей несхожести разных подходов все же следует важный практический вывод - формирующуюся личность следует научить терпимому, благожелательному и гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научиться сам.
Конфликт – это такой вид общения, в основе которого лежат противоречия. Многочисленные теории конфликтов утверждают естественность и всеобщность конфликтов. Конфликт следует отличать от конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – это позиция сторон, цели, средства достижения целей. Конфликтная ситуация может существовать длительное время, но не дойти до конфликта. Конфликт возникает и разрешается только в том случае, когда участники выступают в процесс коммуникации между собой.
Причин конфликта может быть несколько, т.к. он включает как объективные, так и субъективные обстоятельства. Среди них можно выделить:
1.Ситуация как совокупность объективных факторов.
2.Личность как совокупность психологических характеристик.
3.Общение как процесс, в котором оппоненты реализуют свои психологические особенности.
Существуют многочисленные типологии конфликтов. Так можно выделить конфликты скрытие и явные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, а также межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, внутригрупповые, социальные и т.д. Причины конфликтов могут быть разнообразными. Наиболее распространен конфликт из-за психологической несовместимости. Исследования показывают, что это вторая по значимости причина конфликта после неправильного управления. Психологическая несовместимость включает в себя:
Взаимное недопонимание. Деловые замечания воспринимаются как выпад. Здесь часто наблюдается недостаток неформального общения.
Психологическая скованность – неумение или опасение продемонстрировать свои личные качества.
Психологическая насыщенность – однообразие труда, ритма, персон.
Негативные черты характера (тяжелый, негибкий, склонный к ссорам и интригам).
Стойкое стремление любой ценой получить признание окружающих.
Люди с сильным внутриличностным конфликтом. Кроме того, есть люди с постоянным негативным психическим состоянием. Обычно они обладают завышенной критичностью к другим и низкой самокритичностью. Такие люди внутренне напряжены и неосознанно “разряжаются” за счет других людей.
Межличностная совместимость – это сложный психологический эффект взаимодействия людей друг с другом. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость. Под структурной подразумевается совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Функционально-ролевая совместимость - это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и которые будут ожидать от другого в процессе взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников не совпадают, у них мало шансов достичь гармоничных отношений. Примером такого рода конфликта может быть столкновение между неформальным лидером и руководителем группы.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике