logo
УМК по псих

История развития педагогики

Потребность передачи социального опыта подрастаю­щим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспи­тание становится содержанием специально организован­ной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду можно отнести рож­дение одной из самых древнейших профессий педагога, воспитателя, учителя.

Целью и содержанием воспитания в условиях перво­бытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безуслов­ном подчинении им интересов отдельной личности, сооб­щение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сло­жившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени — охоту, рыбную ловлю и другие занятия.

Следует заметить, что физические наказания как сред­ство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исклю­чительных случаях.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержа­ние образования в жреческих школах. Так, в школах жре­цов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чте­ния преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагоги­ческая практика достигли в Древней Греции и Риме.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представи­тель Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оста­вив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от при­роды», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».

Теоретиками педагогики были древнегреческие мыс­лители Сократ (469-399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формиро­ванием его личности. Доказав свою объективность и науч­ную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал, педагоги­ческой науки.

Своеобразным итогом развития греческо-римской педа­гогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» древнегреческого философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. Научная педа­гогика ведёт свою историю от Квинтилиана, а его знамени­тый труд считается первым среди научных трудов по педа­гогике. -

Следует отметить, что риторическая школа Квинти­лиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обос­новал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное обра­зование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное).

В период от падения Римской империи (V в.) до пер­вых революций (XVI в.) — эпоха Средних веков, а в сфере образования и воспитания — это эпоха безраздельного господства церкви. В странах Востока школа в содержа­нии образования и в методах преподавания отражала гос­подствующие там религиозные идеологии и мировоззре­ние (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интере­сам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность антич­ных времён. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просу­ществовавшего в Европе, почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая тео­рия далеко вперёд не ушла.

Развитие ремёсел и торговли в Х111-Х1У вв. привели к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленни­ков получали начальное образование. Обучение же самому' ремеслу осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. В этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность.

Интересы феодалов в средние века обслуживала так называемая рыцарская система воспитания. Основу этой системы составляли «семь рыцарских добродетелей»: вер­ховая езда, плавание, владение копьём, фехтование, уме­ние охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосло­жением или играть на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, включая даже умственный, ценились только сила и ловкость, а также умение (скорее эффектно, чем эффективно) ими распорядиться.

В эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) развитие капиталис­тических отношений, прогресс науки и культуры вызвали возрождение интереса к античному культурному насле­дию: что и дало название эпохи. В образование это нашло своё выражение в процессе его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, столь характерной для средневековой школы.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила бы его в радостный и интересный про­цесс для детей. В этих целях стали широко использовать наглядность всех видов: игры, экскурсии уроки среди живой природы; господствующей становится организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлече­нием.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслите­лей, педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино да Фельтре (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592), выдвинувших много оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрёжку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи эпохи Возрождения выразил Я.А. Коменский (1592—1670) — великий чешский педагог, теоретик и практик образова­ния. Именно с его именем связано выделение педагогики из философии и оформление её в самостоятельную науку в XVII веке. В главном труде своей жизни «Великая дидак­тика» он призывал «учить всех — всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинс­ком языке, как это было принято в средневековой школе. Я.А. Коменский обосновал принцип сообразности обуче­ния и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребёнка (микромир) — в частности, а также сформулиро­вал целую систему принципов дидактики. Образование, писал Я.А. Коменский, только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников, и что «учёность без добродетели всё равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Я.А. Коменский — отец классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы.

Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег и др.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные уси­лия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он большое внимание уделял психологичес­ким основам воспитания, а также формированию нравс­твенности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природ­ного совершенства ребенка. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию врожденного совершенства людей, а должно предоставлять им полную свободу, при­спосабливаясь к их интересам и влечениям. В этом нашла свое отражение борьба Руссо против жестокости и физи­ческих наказаний детей, процветавших в современном ему воспитании. Впоследствии эти идеи положили начало раз­работке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической теории, т.е. следования в воспитании исключительно за интересами и желаниями детей.

Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песта­лоцци (1746-1827) одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитатель­ной работой. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал демократические идеи о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям, о привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педа­гогической деятельности Песталоцци пытался сочетать обучение и воспитание детей с организацией посильного для них труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название «воспитательного коллектива», для нравственного формирова­ния своих питомцев.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) — крупная, но противоречивая, фигура в истории педагогики. Кроме тео­ретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспи­тывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для вве­дения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. В его теории воспитания отра­зился дух немецкого реакционного бюргерства. Гербарт считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость» путем физических наказаний, осуществления неослабного надзора за их поведением и записи проступков в особый журнал-кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабаты­вал педагогическую теорию немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886). Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учи­телей.

Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название «классический». Ведущим направлением и содержанием классического образования стало изучение латинского и греческого язы­ков, античной литературы, античного искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое среднее образование, становится гимназия.

В XVIII — начале XIX в. в содержании классического образования произошли большие изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков и расширились такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание.