Сущность и принципы процесса обучения
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей подпонятием «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность педагогов по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность преподавателя по формированию у обучающихся способов познавательной деятельности, и их совместная деятельность
Следует отметить, что постоянное уточнение определения процесса обучения не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний — значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты: выразим обучение через совместную деятельность преподавателей и обучающихся — значит, педагог должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т.д.
Современные требования таковы, что учебное заведение должно учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность преподавателей и обучающихся;
3) руководство со стороны педагога;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся и студентов.
Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить: современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знание, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Со стороны педагога:
1. Разъяснение обучающимся целей и задач обучения.
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).
3. Управление процессом образования и приобретение знаний, умений.
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.
5. Управление процессом перехода от теории к практике,.
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности.
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучающихся.
Со стороны ученика:
1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации обучения.
2. Восприятие новых знаний и умений.
3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.
4. Познание
закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.
5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.
6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.
7. Самоконтроль, самодиагностика достижений
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике