logo
УМК по псих

Вербальное и невербальное общение

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины “говорение” и “слушание” были введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимуществом устной речи является ее экономичность, а к недостаткам относятся речевые ошибки, многозначность. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно влиять, воспитывать, воодушевлять. Речь как средство общения одновременно выступает как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наиболее привлекательной является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, разделительные звуки (кашель), нулевые звуки (паузы) и другие.

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер. Именно это предопределяет внимание к собеседнику, согласованность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие вербальной коммуникации – понимание смысла сказанного, а в конечном счете – понимания, познания другой личности.

Невербальные средства общения играют важную роль в создании впечатления о личности, партнере, клиенте. Известно, что эффект взаимодействия в основном передается через эту форму общения: 37 % - тональностью голоса, 55 % - выражением лица. Она имеет бессознательную основу и свидетельствует о действительных эмоциях, являясь индикатором чувств. Невербальной коммуникацией трудно манипулировать, и ее трудно скрывать. Это во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальные средства нужны прежде всего для того, чтобы:

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильные и обонятельные ( по В.Г. Крысько).

  1. Визуальные средства общения:

  1. Акустические (звуковые) средства общения:

  1. Тактильные, связанные с прикосновением: