Социализация и социальный статус личности
Процесс социализации рассматривается с двух сторон – влияние группы на личность и влияние личности на группу. Это, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта; с другой – это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности. Личность выступает как субъект и как объект общественных отношений. Общественный опыт, ценности не усваиваются пассивно, а проходят через собственные установки, ценности, ориентиры. Они воспроизводятся в собственной интерпретации. Социализация происходит посредством общения, деятельности и самопознания.
В соответствии с особенностями сфер и участников процесса выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты – учреждения, которые влияют и направляют личность. Выделяют следующие институты социализации: семья, школа, трудовой коллектив, общественные организации, т.е. те группы, где происходит усвоение и реализация общественных норм.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах посредством агентов родителей, сверстников, родственников. Она не только первая по времени, но и по значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.
Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей, правил. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям взамен старых.
Как правило, выделяют следующие стадии социализации:
- дотрудовая – приходится на детские, юношеские годы, когда происходит усвоение социальных норм и ценностей, расширяются социальные связи, дети учатся общаться;
- трудовая – время взрослости, активного воспроизводства личностных ценностей, когда идет максимальная реализация способностей и возможностей личности, развитие личности, ее активное влияние на общество;
- посттрудовая – связана с выходом человека на пенсию, ограничением и утратой социальных связей, сужением сфер социальной деятельности. Здесь может происходить процесс десоциализации.
А.В. Петровский выделяет фазы социализации:
- адаптация - предполагает усвоение действующих в обществе норм и овладение групповой деятельностью. У человека возникает необходимость быть как все, максимально принять группу, чтобы быть принятым ею;
- индивидуализация - порождается обостряющимся противоречием между достигнутым уровнем адаптации и неудовлетворенной потребностью в персонализации. Идет поиск средств и форм для обозначения в группе своей индивидуальности;
- интеграция - связана с противоречием между стремлением индивида выразить и утвердить свои отличия и потребностью группы принять и культивировать лишь те из них, которые соответствуют ее ценностям и будут способствовать успешной групповой деятельности.
Если эти фазы приобретают неправильные черты, то личность может повести себя агрессивно, стать мнительной, возникают проблемы взаимодействия.
Социализация включает в себя разнообразные психические процессы, основным из которых является процесс интериоризации конвенциональных норм. Это переход внешних для индивида норм и правил поведения во внутриличностные нормы. Другим важным процессом является освоение индивидом конвенциальных значений, т.е. знаний, представлений, знаковой системы. Начинается этот процесс с овладения языком, что позволяет, в свою очередь, овладеть всем богатством культуры группы: нравственными нормами и идеалами, верованиями, мировоззрением, социальными установками и убеждениями.
В меньшей мере осознаваемым процессом социализации является идентификация. Это процесс и результат самоотождествления с другим человеком, с группой на основе эмоциональной связи и включения их в свой внутренний мир. Особенно ярко идентификация проявляется в раннем возрасте, когда дети открыто подражают взятому образцу. Здесь начинает происходить поло-ролевая идентификация.
В группе человек может повести себя по-разному.
Конформизм рассматривается как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, что проявляется в изменении поведения и установок личности соответственно первоначально не разделявшейся им позиции большинства.
Нигилист чрезвычайно критично относится к реальности, рассматривает ее в сравнении с неким идеалом. Реакционер или консерватор не принимает новшества, стремится сохранить прежние ценности. Революционер стремится существенно преобразовать действительность, нарушая прошлые ценности и некоторые социальные права. Реформатор – это преобразователь отношений.
Таким образом, источником развития личности и социализации выступает противоречие между потребностями личности и группы (общества).
Позиция – это официальное положение человека в той или иной группе. Она определяется связями человека со всеми остальными членами группы (староста, профорг)
Статус – реальная социально-психологическая характеристика положения человека в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Это ранг, позиция личности в группе. Статус включает определенные привилегии, обязанности, которые связаны с возрастом, происхождением, полом, профессией, семейным положением. Выделяют два вида социального статуса:
1) предписываемый - соответствует поведению в изначальной группе, в которую человек попал не по своей воле, а в силу социально-демографических факторов (пол, возраст, раса);
2) достигаемый (приобретенный) связан с выбором личности профессии, места работы, должности.
Различают также:
- социальный статус – связан с положением человека в большой социальной общности;
- личный - основан на восприятии человека представителями малой группы и на его личностных качествах (лидер).
Совокупность множества статусов – статусный набор. Там выделяется главный статус. Он наиболее характерен для личности, ее отождествления с ним самим собой и группой. Обычно он связан с должностью.
Престиж – это особая категория для обозначения социально значимой позиции (дом, профессия). Авторитет означает признание в личности значимых качеств, влияния в группе, обществе.
Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определению восприятий условий деятельности и отношений и к определенному поведению в этих условиях. Это иерархически организованная система, вершину которой составляет направленность личности, система ценностных ориентаций, система установок. Внизу – ситуативные социальные установки. На основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта индивид формирует относительно устойчивые предпочтения – диспозиции к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиции стимулирует творческое нестереотипное поведение.
Социальный статус связан с понятием социальная роль. Разница в контексте употребления. Социальная роль применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, а социальный статус соотносится с социальной системой.
Социальная роль – это действие человека в рамках его прав, обязанностей, привилегий, т.е. социального статуса. Это ожидаемое поведение от человека, занимающего определенный социальный статус. Это также нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, который формируется посредством разделения функций между членами группы. Содержание социальных ролей определяется целями и задачами группы и спецификой совместной деятельности. Какую социальную роль выполняет человек в данный момент зависит не от его личных качеств, а от специфики группы в конкретной ситуации. Так, например, в больнице при общении с врачом мы играем роль больного, выполняя ряд действий, характерных для нашей роли. Но было бы странным выполнять те же действия, т.е. ту же роль, например, в библиотеке.
Каждая роль представляет собой совокупность определенных стереотипов поведения. При этом личность не меняется, изменяются ее функции. Вместе с тем, определенные личностные качества способствуют или препятствуют выполнению той или иной социальной роли. Общество ожидает от своих членов, что их поведение будет соответствовать их роли и требует этого. Такие требования – ожидания называются экспектациями. От того, насколько точно человек следует предписаниям своей социальной роли зависят не только его взаимоотношения с другими членами сообщества, но и стабильность группы в целом. Так, продавец должен точно рассчитаться с покупателем, ответить на интересующие его вопросы о качестве товара; преподаватель должен владеть методикой обучения; менеджер – найти подход к своим сотрудникам.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике