Потребности и мотивы
Потребность связана с нуждой. Нужда – это объективная необходимость в чем-либо, которую сам человек может не осознавать. Нужду называют также биологической формой потребности. В данном случае на восполнение нужды (голод жажда, секс) направлены инстинкты и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.
Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо ему для поддержания и развития личности. Потребность ощущается или осознается личностью как некое напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
Потребность динамична. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации. В то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать как побуждение (потребность) или как препятствие (давление).
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Человек соотносит свои субъективные представления о той или иной потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Воспитание потребностей – одна из ведущих задач формирования личности.
Существуют различные классификации потребностей. Наиболее популярная из них принадлежит Г. Мюррею. Он выделил десятки потребностей и определил соответствующие им побудительные условия (“давление”). Известна классификация Мюррейя, модифицированная Норакидзе (1989):
потребность доминирования (стремление к контролю, подчинению, влиянию);
агрессии и самоагрессии – желание причинить боль, страдания себе и другим;
аффилиации – поиск дружеских связей, эмоциональной защищенности;
отрицания, отвержения – пренебрежение, безразличие к окружающим;
автономии – независимость, самодостаточность, нонконформизм;
приспособления – пассивное повиновение, зависимость, покорность, подчинение;
уважения, почтения, поддержки, одобрения;
достижения, успеха;
быть в центре внимания;
эгоистическая – любовь к себе, самолюбование, нарциссизм;
соиофилии – принадлежность к группе, желание быть принятым;
поиска покровителя – ожидание помощи от других, мягкого отношения, совета;
покровительствовать – желание помогать, защищать, оберегать;
избегания наказания;
самозащиты;
преодоления поражения, неудачи;
избегания опасности;
порядка – следование инструкциям, видам поведения;
суждения – анализировать, обобщать;
игры – фантазии, поставить себя на месте другого.
Потребности делятся также на первичные и вторичные. Различаются также потребности явные и латентные. Эти формы существования потребностей определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные. Они могут проявляться на действенном или вербальном уровне, быть эгоцентрическими или социоцентрическими.
Для классификации используют различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные).
Рассмотрим основные идеи теории А. Маслоу:
люди постоянно ощущают какие-то потребности;
они испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;
потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям, удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность;
обычно человек одновременно ощущает несколько потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения;
потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
А. Маслоу указал на пять основных видов потребностей людей.
1.Физиологические. Это потребности в пище, воде, воздухе, убежище, чтобы выживать, поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Кто работает в основном для удовлетворения этого уровня потребностей, мало интересуются содержанием работы, они ориентированы на оплату, условия труда. Им необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание.
2.Потребности безопасности. Человек хочет быть защищен от страха, боли, болезней, других страданий. Они пытаются избегать волнения, любят четкий распорядок, ясность. Для находящегося во влиянии этих потребностей важно гарантия работы, пенсионное обеспечение. С обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям.
3.Потребности принадлежности и причастности. Это - участие в совместных действиях, дружба, любовь. Человек хочет быть членом каких-то объединений. Если эта потребность ведущая, то он смотрит на работу как на взаимодействие, коллектив. В этой связи необходимо создавать атмосферу дружеского партнерства, условия для общения на работе, проводить совместные мероприятия. Людям важно знать, что их ценят коллеги.
4. Потребность признания и самоутверждения отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными, чтобы окружающие признавали это. Они стремятся к лидерству либо к положению признанного авторитета. Важно для них присвоение титулов и званий, публичное упоминание об их заслугах, вручение различного рода грамот, наград.
5. Потребности самовыражения. Человек стремится наиболее полно использовать свои знания, способности, умения и навыки. Они более чем другие носят индивидуальный характер. Это потребности в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с ними открыты к восприятию себя в окружении, созидательны и независимы. Они нуждаются в оригинальных заданиях
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике