Обонятельные:
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
запахи (естественные и искусственные) человека.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека. Они проявляются в мимике, позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Известно, что при неподвижном или невидимом лице теряется до 10 – 15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. В мимическом отражении определяются шесть основных эмоциональных состояний – гнев, радость, страх, страдания, удивление, отвращение
Просодика – это общее название ритмико-интонационных сторон речи: высота, громкость, тембр, сила ударения.
Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – также, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Быстрая речь отражает взволнованность и обеспокоенность чем-либо. Медленная – угнетенное состояние, горе, высокомерие, усталость.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения (рукопожатия, похлопывание, поцелуй). Доказано, что динамическое прикосновение является необходимой формой стимуляции. Так, рукопожатие может быть доминирующим (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь вверх) и равноправное. Похлопывание предполагает близкие отношения, равенство социального положения.
Пространственная организация общения изучается проксемикой. Впервые ориентацию партнеров и дистанцию начал изучать американский антрополог
Э. Холл, он и ввел этот термин, что означает близость. На пространственное расположение оказывают влияние культурные и национальные факторы. Основываясь на североамериканской культуре, Э. Холл определил четыре расстояния:
интимное расстояние от 0 до 45 см – общение самых близких людей;
персональное от 45 до 120 см – общение со знакомыми;
социальное от 120 до 400 см - предпочтительно при общении с чужими и при официальном общении;
публичное от 400 до 750 см - при выступлении перед большой аудиторией.
Среди свойств, способствующих установлению контакта и его поддержанию, специалисты выделяют доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, аутентичность (умение быть самим собой, не скрываясь за масками и ролями), эмпатичность (умение поставить себя на место другого), жизнерадостность, вежливость и тактичность. Это качества, которые приобретены человеком в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Однако характер – один из факторов, определяющих эффективность общения. Другой, не менее важный фактор – психологическая установка по отношению к партнеру. Имея положительную установку, мы откровенны и внимательны. При отрицательной – скрытны, отчуждены, неоправданно критичны. Известно, что наличие отрицательной установки на собеседника может причинить больше вреда, чем отсутствие умения говорить и слушать.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике