logo search
УМК по псих

Педагог в современной системе образования

Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Он должен владеть целеполаганием, диагностированием, прогнозированием, уметь организовывать, оценивать, корректировать, контролировать. Ведущее требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. Это качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях работы с детьми, любви к детям. Они состоят из следующих способностей: организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные. К профессиональным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, организованность, настойчивость, повышение своего профессионального уровня. Важны и человеческие качества: доброта, справедливость, честность, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, гуманизм, душевная чуткость. К личностным качествам педагога следует отнести: владение методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, организаторские умения и навыки, педагогическое мастерство, ораторское искусство, технологии общения, научная увлеченность.

Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствующееся искусство воспитания и обучения. Это умение так организовать учебный процесс, чтобы при всех условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Мастер владеет современными методами образования, умеет активизировать работу обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, высокую нравственность, патриотизм. Н. Портнов выделяет критерии аттестации для педагогов, которые соответствуют уровню педагогического профессионализма:

- качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность

- запас фактических знаний по предмету, умение пользоваться полученными знаниями

- понимание сущности процессов в природе и обществе

- степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания

- отношение учащихся к делу, их поведение в школе, общественная активность, эстетическая и физическая культура.