Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
Установка на одобрение означает признание права другого думать, чувствовать и поступать так, как он считает для себя возможным. И чем меньше мы критикуем и судим партнера, тем более самокритичным, честным и открытым он становится. В итоге устанавливается непринужденная и доверительная атмосфера.
Эмпатию определяют как сопереживание, желание и умение эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Именно эмпатия в большей степени определяет благополучие общения. Поэтому следует серьезно отнестись к формированию и развитию этого свойства.
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношений. Она исследуется в контексте перцептивной стороны общения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Несмотря на то, что аттракция мало изучена, подчеркивается ее роль в возникновении положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Несомненно, что работа с потребителем услуг прежде всего должна опираться на благоприятное восприятие и формирование “помогающего” поведения.
На основе эмоционального отношения вырабатывается стратегия поведения в общении, которая может соответствовать или не соответствовать интересам личности, мешать или помогать достижению поставленных целей. Эти чувства основываются на экспектациях – взаимных ожиданиях, требованиях, которые могут сложиться между общающимися.
Выделяют две основные группы экспектаций. Во-первых, это т.н. гласные экспектации, основанные на инструкциях, указаниях, правилах. Они относятся преимущественно к сфере профессиональных отношений. Во-вторых, это экспектации неформальные, основанные на неписаных правилах, нормах поведения, которых придерживаются не всегда осознанно. Они значительно разнообразнее и несут в себе отпечатки культуры и морали общества, группы.
Каждый человек в зависимости от уровня личной культуры так или иначе воспринимает требования, которые предъявляют ему другие и которые он сам предъявляет к окружающим. Люди, у которых близки культурные интересы и потребности, общий опыт, легко сходятся и объединяются для совместной деятельности. Других же они могут найти странными и непонятными – это обычная реакция на людей, чье поведение противоречит определенным экспектациям.
Несовпадение или взаимоисключение экспектаций вызывает противоборство и возможный конфликт. Естественно, что ожидания и требования одного человека к другому имеют определенные рамки и пределы. Поэтому здесь играет определенную роль взаимное приспособление партнеров с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций. При этом легче осуществляются совместные действия, люди правильнее представляют, как следует относиться к находящемуся рядом индивиду, на что можно и нельзя рассчитывать.
Экспектации формируются и закрепляются путем многократного повторения. Известно, что для всех возрастных групп, кроме младшей, обнаруживается тенденция к переоценке своего положения в группе. Это говорит о том, что для индивида имеет большое значение мнение неформального коллектива, стремление к повышению своего собственного статуса. При установлении контакта следует учитывать эти особенности личности.
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Для определения педагогики как науки необходимо указать границы её предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.
В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые учёные объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы учёные всё чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его
организации, совершенствует содержание и создаёт новые организационные формы, методы и' приёмы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сформулировать следующее определение: педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании.
Педагогическая наука выполняет следующие функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую.
Общетеоретическая функция педагогики состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Научно описываются педагогические факты, явления, процессы, объясняется, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делаются выводы.
Прогностическая функция педагогической науки заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности.
Практическая (прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Главной задачей педагогики является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают» в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и обучающихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность обучающихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так; обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.
Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп. и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.
Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические иди психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления; сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике