logo search
УМК по псих

Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запомина­емого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, систематизация, обоб­щение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащи­еся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда необходимо вспомнить содержание текста. Полезно использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таб­лицы.

Закон установки. Запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой задачу хорошо и надолго запомнить. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение опреде­ленного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Закон связи с целью деятельности. Помнится лучше то, что в структуре деятельности занимает место ее цели, чем то, что составляет средства осуществления деятельности. Поэтому, для того чтобы повысить продуктивность запо­минания материала, надо связать его с основной целью деятельности.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении информацию следует направить по нескольким каналам: нарисовать, пропеть, записать, проговорить и т.п. При эмоциональном усилении запоминать информацию следует на фоне интенсивных положительных эмоций.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновре­менными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная инфор­мация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить нужную информацию.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определен­ной теме, тем лучше запоминается новое. Перед запомина­нием полезно вспомнить все, что уже известно по изучае­мой проблеме.

Закон края: в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации лучше запомина­ется то, что появилось в начале и в конце ряда, т.е. как бы с его края, и хуже запоминается то, что оказалось в середине ряда.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации пре­вышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одно­временно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Назовем еще один закон памяти, который называется «реминисценцией»: улучшение со временем воспроизведения заученного мате­риала без дополнительных его повторений.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы инфор­мация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество

информации.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необхо­димо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20-30 минут, третий — через день, четвертый — через две-три недели. Повторение должно быть активным.

Существует много приемов улучшения памяти чело­века. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом струк­турируется. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ритмизации. Он заключается в переводе инфор­мации в стихи, песенки, в строки, связанные определен­ным ритмом или рифмой.

Метод эмоционального ассоциирования основан на связи запоминаемого материала с эмоциональными пере­живаниями человека. Установлено, что материал, вызыва­ющий у человека сильные чувства и переживания, запоми­нается легко. Для того чтобы сделать некоторый материал хорошо и без особого труда запоминаемым, необходимо, чтобы он стал как можно более интересным для запомина­ющего его человека.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рас­сказ.

Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить и объединить его образ с образом места, кото­рое легко «извлекается» из памяти. Этот метод основан на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

В качестве постоянного маршрута может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдель­ных «мест» внутри комнаты (диван, шкаф, кресло и т.д.). Места нумеруют в определенной последовательности и по выбранному «маршруту» размещают предметы, кото­рые нужно запомнить, фиксируя в памяти их зрительные образы. Так запоминают необходимый материал в опре­деленной последовательности. Знание законов памяти, использование мнемотехники позволяют человеку сделать процесс запоминания более эффективным и легким