Поведение. Деятельность
Поведение – целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения индивидуальных потребностей.
Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы жизненных установок, идеалов и ценностей. При этом знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности, степень эмоциональной зрелости и устойчивости, черты характера, направленность, склонности.
В основе поведения лежат потребности организма. Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности, которая становится поведением именно тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. При этом оба этих плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, членами которых он является, от групповых норм и ценностей, ролевых предписаний.
К фактам поведения относятся:
- все внешние проявления физиологических проявлений, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонации и пр.;
- отдельные движения и жесты;
- действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
- поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой.
Деятельность – это целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение поставленных им целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Уже на ранних стадиях филогенеза формируется ориентировочно-исследовательская деятельность. В ее задачу входило обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции двигательного поведения в соответствии с задачей. Но если для животных характерно только то, что они способны ориентироваться на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерны символические формы представления предметных взаимоотношений.
В рамках научной школы С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности. Работы А.Н. Леонтьева и других представителей Харьковской психологической школы раскрыли проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. В деятельностном подходе подчеркиваются следующие положения:
1) деятельность и психика образуют единство;
2) деятельность выступает движущей силой психического отражения;
3) деятельность включает использование орудий или знаков.
В содержании деятельности можно выделить следующие психологические компоненты:
- познавательные (перцептивные, мнемические, мыслительные);
- эмоциональные;
- волевые.
В структуре деятельности различают:
1) мотивы – побуждают субъект к деятельности;
2) цели – прогнозируют результат деятельности;
3) операции – способы выполнения деятельности (приспособительные и сознательные).
Структурной единицей деятельности является действие. Действие - это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-проиводственные и культурные цели. А.Н. Леонтьев предложил назвать деятельностью совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
Основные характеристики деятельности – предметность и субъективность. Предметность заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъект непосредственно, а лишь преобразованы в ходе самой человеческой деятельности посредством языка, ценностей, социальных норм и т.д. Субъективность деятельности выражается в обусловленности психического образа опытом прошлого, потребностями, установками, эмоциями, мотивами и т.д.
Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля. Способы исполнения контроля и регулирования называются приемами этой деятельности. Важнейшим приемом является навык. Они образуются на основе упражнений. Навык – это автоматизированное действие, формированное путем повторения. Различают следующие навыки:
- перцептивный (отражение свойств и характеристик хорошо знакомого предмета;
- интеллектуальный – способ решения встречавшейся ранее цели;
- двигательный – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения, неоднократно осуществлявшегося ранее
Если старые навыки мешают новым, то явление называется интерференцией. Положительный перенос навыка на новые формы действий называется индукцией.
Привычка – это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности. Но если навык не содержит в себе стимуляции к действию, то привычка предполагает побуждение производить данное действие.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.
Известно, что успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации.
Среди видов деятельности выделяют игру, учебную деятельность, труд, досуг как потребность в отдыхе, творчестве.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике