Эмоции и чувства
Эмоции – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее вследствие отражения их непосредственной связи с актуальными потребностями человека, и выступающее в форме переживаний.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, а также особенностями его воли и характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. Вместе с тем, нельзя исключать и роль ситуаций в образовании эмоций.
По своим функциям эмоции отличаются как от познавательных процессов, так и от мотивационной сферы. Выделяют следующие функции эмоций: оценка, экспрессия, побуждение, смыслообразование, синтез, регуляция и другие. Все они тесно взаимосвязаны между собой.
Согласно теории Джеймса – Ланге в образовании эмоций участвуют три события: внешний раздражитель, поведенческий акт и эмоциональное переживание. Однако они свели эмоции лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате переферических реакций.
На важную роль эмоций в формировании личности указывал С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов в отношении к другим людям проявляются и отсвечиваются в радуге эмоций и чувств.
Различаются низшие эмоции, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (голода, жажды, страха, эгоизма), высшие – чувства.
Многообразию эмоций соответствуют различные эмоциональные состояния. Они делятся на: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, страсти, стрессы, фрустрации.
Виды эмоциональных состояний:
интерес- возбуждение
удовольствие –радость
удивление – изумление
горе – страдание
гнев – ярость
отвращение – омерзение
презрение – пренебрежение
страх – ужас
стыд – застенчивость
вина- раскаяние
Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов – триад (горе-гнев-отвращение). Они имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные внешние мнемические, нервно-мышечные проявления.
Эмоции имеют свои закономерности протекания: возникновение, высшее напряжение и разряжение. Они влияют на другие психические процессы. Могут быть организующими и дезорганизующими факторами сознания и деятельности.
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность они подразделяются на стенические (сильные) и астенические (слабые).
Эмоциями считают более простые непосредственные переживания в данный момент. Они связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость). Собственно эмоции являются реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или на воспоминания о чем-либо. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и идеальным, воображаемым.
Чувства – более сложный переживательный комплекс личности. Чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, обычно, социальной направленностью. Они свойственные только человеку. Выражаются чувства в эмоциях, но не беспрерывно. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.
Эмоции и чувства всегда сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменения частоты сокращений сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения. Угнетение работы внутренних органов, изменение мышечной активности, кровяного давления.
Чувства – психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений. Чувства классифицируются в зависимости от сферы регулирования социальных функций человека. Различаются: практические, моральные, интеллектуальные чувства.
Практические чувства возникают в процессе практической деятельности. Например, творчество, поиск. Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Моральные чувства – эмоциональное состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Они делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь), общественные переживания (патриотизм, коллективизм).
В связи с этим можно говорить о тех или иных моральных качествах личности. Например, безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей. Бессовестность характеризуется тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.
Эстетические чувства – эмоциональное состояние, связанное с отношением к прекрасному в окружающей социальной и естественной среде. Прекрасными могут быть как физические объекты, так и отношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными – красивый поступок, прекрасный характер.
Интеллектуальные чувства – эмоциональные состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Например, радость познания.
Страсть – это устойчивое, глубокое и сильное чувство, которое носит действенный характер. Она оставляет глубокий след в человеке: захватывает, волнует, запоминается. Неудовлетворенная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффективные вспышки гнева, отчаяния, обиды.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся явно выраженными двигательными проявлениями. При этом сознательная деятельность, т.е. контроль за поведением, нарушается, и человек не осознает или слабо осознает своих поступков. Аффект развивается при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. В его основе лежит переживание внутреннего конфликта личности, который порождается противоречиями между стремлениями, влечениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку и возможностями их выполнить. Аффективность является признаком легко возбудимой нервной системы, но и может быть результатом его низкой культуры, невоспитанности. К аффективному реагированию склонны холерики и меланхолики. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций человек может сознательно не допустить или избежать ситуаций, в которых может быть сильное возбуждение. Аффект оставляет очень глубокий след в долговременной памяти.
Навязывается некий стереотипный способ «аварийного” решения ситуации – оцепенение, бегство, агрессия. Устойчивость к вовлечению в аффект зависит от уровня развития моральной мотивации личности.
Настроение представляет собой устойчивое эмоциональное состояние, имеющее слабую выраженность. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека. С.Л. Рубинштейн выделял основные черты настроения: во-первых, настроение не предметно, а личностно. Когда у человека радостное настроение, то он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, это – не специфическое переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а «разлитое” общее состояние. Настроение может быть радостное или печальное, бодрое или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное. Оно зависит от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим миром, как он воспринимает и осознает происходящее с ним.
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроению, представляет стресс.
Понятие стресс было введено Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психологического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особо сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (“общего адаптационного синдрома”) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Согласно одной из классификаций, психологический стресс подразделяется на эмоциональный и информационный. Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия решений.
Эмоциональный стресс проявляется в условиях угрозы, опасности, обиды и т.п. При этом его различные формы – импульсивная, тормозная, генезализованная – приводят к изменениям в протекании психологических процессов. Изменяется мотивационная структура деятельности, нарушается двигательное и речевое поведение и т.д. Стресс возникает не только под влиянием избытка стрессоров, но и при их нехватке. Эмоциональные стрессовые состояния могут быть вызваны дефицитом чувственных переживаний. Они особенно болезненно переживаются людьми деятельными, активными
В зависимости от содержания стресс может вызывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное, дезорганизующее влияние на деятельность личности (дистресс). Селье указывал, что стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Следует избегать изнурения борьбой с мелочами, неумелого распределения своих сил, уметь переключаться на позитивные эмоции и впечатления. Организм человека достаточно гибок и вынослив и не следует бояться стресса, как трудностей, активизирующих организм на их преодоление. К профилактике дистресса следует отнести умение сменять нагрузки отдыхом, физическими упражнениями.
Наиболее разрушительным для личности могут стать невротические состояния. Их причинами являются не только внешние факторы (информационный дефицит, состояние неопределенности), но и неумение найти выход из ситуации, внутренний конфликт личности, ощущение своей вины, чрезмерная ответственность за любые собственные действия и поступки окружающих людей.
Фрустрация рассматривается как психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения неких потребностей, возникающих при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к какой-либо цели. Фрустрация обычно рассматривается как одна из форм стресса. Она проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. При этом существенно снижается эффективность деятельности. Типичными реакциями на фрустрацию является агрессия (направленная на других людей или на себя). Может также возникнуть снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в невыгодном для себя свете).В ходе продолжающихся неудач может произойти накопление фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям. Последние чаще возникают под влиянием наказания. Часто приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Чтобы избежать или ограничить влияние фрустрации необходимо развивать способность к адекватной оценке ситуации и умение предвидеть выход из нее. Не следует также брать на себя непосильные цели и решать нереальные задачи.
В эмоциональном плане люди отличаются по уровню эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих эмоциональных переживаний, доминированию стенических или астенических эмоций, положительных или отрицательных.
В связи с этим С.Л. Рубинштейн отмечал, что характерологически существенным являются отличия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурам. Собственно эмоциональные люди переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям, у них господствует аффективность: они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны. Для них важнее само чувство, чем объект. Сентиментальные натуры склонны созерцать свои чувства, любуясь их проявлениями, они пассивны. Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Для них чувство – это страстное стремление.
Некоторые люди могут скрывать свои эмоции, но это удается не всем, да и не полезно для здоровья. Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими людьми, мешает взаимопониманию. Но эмоции нужно выражать так, чтобы они не ранили другого человека. Общаясь с людьми, очень важно уметь вызывать у них положительные эмоции.
Если человека постоянно критиковать, то он учится ненавидеть.
Если человек живет во вражде – он учится агрессивности.
Если человека высмеивают – он становится замкнутым, формируется чувство вины.
Если же человека подбадривают – он верит в себя; хвалят – учится быть благодарным; если живет в понимании и дружбе – то учится жить в любви и великодушии.
Необходимо формировать культуру эмоций, учиться чувствовать. Человек, не умеющий жить эмоциональной жизнью, безнадежно скучен. Как правило, круг его интересов очень узок.
Эмоции могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим энергию личности. Главное заключается в том, чтобы надлежащим образом ее направлять. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития личности.
- Содержание тем дисциплины Раздел 1. Психология Тема 1.1. Предмет и значение психологии. Методы психологии
- Тема 1.7. Эмоционально-волевые качества личности
- Тема 1.8. Типология личности
- Тема 1.9. Черты и типы характера
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2.1. Предмет и значение педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность
- Тема 2.3. Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 2.4. Семья
- Перечень основной литературы
- Методические указания студентам
- Учебное пособие по курсу
- Психология и педагогика
- (Составитель Костина м.А.)
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Направленность (установки, интересы, потребности).
- Способности.
- Темперамент.
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Закономерности обучения
- Признаки и категории дидактики
- Виды и формы обучения
- Сущность и закономерности процесса воспитания
- Педагог в современной системе образования
- Словарь терминов по психологии и педагогике
- Тестовые задания по темам курса
- 1.История психологии. Предмет и методы
- 3. Ощущение и восприятие
- 4. Внимание
- 5. Память
- 6. Воображение
- 7. Мышление
- 8. Речь
- 9. Личность
- 10. Способности
- 11. Темперамент
- 12. Характер
- 13. Эмоции и воля
- 14. Общение
- 15. Малые группы
- 16. Предмет и этапы развития педагогики
- 17. Образование
- 18. Педагогический процесс
- 2. Педагогический процесс - это:
- 3. Принципы целостного педагогического процесса — это:
- 4. Закономерности целостного педагогического процесса это:
- 19. Процесс обучения
- 1. Укажите определение, характеризующее сущность учебного процесса
- 10. Что вы понимаете под содержанием образования?
- 20. Воспитательный процесс
- 1. Что понимается под движущей силой процесса воспитания:
- 2. Определите требования принципа общественного характера воспитания:
- 3. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании:
- 4. Определите требования личностного подхода:
- 5. Что такое поощрение?
- 6. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий:
- Темы контрольных работ по курсу психология и педагогика
- Вопросы для экзамена (зачета) по психологии и педагогике