logo search
УМК Психология личности

Тема 12.

Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна.

Порядок изучения темы.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Деятельностный подход – 1)принцип изучения психики, в основу которого положена предложенная К.Марксом категория предметной деятельности (М.Л.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); 2)теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функции и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев).

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Задача – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Знак – предмет (явление), служащий представлением другого предмета, явления, процесса.

Зона ближнего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Низшие психические функции – психические функции, данные природой.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространство и время.

Психическое как процесс – концепция, разработанная С.Л.Рубинштейном и его учениками, раскрывающая основной способ существования психического. Психическое существование прежде всего как процесс – живой, пластичный, непрерывный, полностью не заданный, формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства).

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Экстериоризация (от лат. Exterior – наружный, внешний) - процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.

Подготовить ответы на вопросы для работы

на семинарском занятии.

1. В чем взаимосвязь актов интериоризации и процесса общения по теории Л.С.Выготского?

2. Почему А.Н.Леонтьев увязывал возникновение сознания с трудовой деятельностью?

3. В чем различие подходов Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна к определяющему фактору развития?

4. Сформулируйте суть деятельностного подхода.

Тема 13.

Личность в теориях Д.Узнадзе, В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина.