logo
УМК Психология личности

Динамика личности.

Динамика личности определяется способом распределения и использования психической энергии со стороны ид, эго и суперэго. Общее количество энергии ограничено и три системы личности соревнуются за обладание энергией.

Ид изначально обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Оба эти вида активности подчиняются принципу удовольствия, на основе которого действует ид. Приведение в действие энергии, которое удовлетворит инстинкт, называется объект-выбор или объект-катексис. Энергия ид текуча, она легко переводится от одного действия или образа или к другому действию или образу. Возможность перемещения энергии существует вследствие неспособности ид проводить четкое различение объекта (например, голодный младенец тащит в рот почти все, что ему попадается). Эго не обладает собственной энергией и черпает ее у ид. Отвлечение энергии от ид в процессы, составляющее эго, осуществляется при помощи механизма идентификации. Идентификация – это сопоставление ментальной репрезентации и физической реальности, т.е. чего-то, что есть в уме, с чем-то во внешнем мире. Энергия отвлекается от субъективных психических процессов ид и переводится в объективные логические процессы эго. Благодаря идентификации первичный процесс заменяется вторичным, позволяет более эффективно снимать напряжение. Постепенно эго обретает монополию на психическую энергию, но в случае неудачи эго в удовлетворении инстинктов, ид забирает энергию обратно. Эго использует энергию для различных целей. Так, часть энергии уходит на то, чтобы перевести на более высокий уровень различные психические процессы. Часть энергии используется эго для того, чтобы сдерживать импульсивную и рациональную активность ид. Сдерживающей силой называется антикатексис в противовес катексису. Если угроза со стороны ид велика, эго вырабатывает защитные механизмы, которые тоже требуют энергии. Кроме того, эго использует энергию для интеграции трех систем личности, создавая внутреннюю гармонию личности.

Механизм идентификации отвечает также за энергетизацию суперэго. Родители учат детей морали, традиционным ценностям и идеалам общества, в котором воспитывают ребенка. Родители награждают ребенка за хорошие поступки и наказывают за плохие. Ребенок начинает различать, с одной стороны, свое поведение, и с другой – санкции, запреты родителей. Он усваивает идеалы родителей – это становится его эго-идеалом, их запреты - это становится совестью. Таким образом, посредством детской идентификации с родителями суперэго получает доступ к энергетическому резервуару ид. Работа суперэго направлено противоположно импульсам ид, поскольку мораль часто представляет собой попытку общества проконтролировать и подавить выражение инстинктивных побуждений личности, особенно сексуальных и агрессивных. Быть хорошим значит быть послушным, правильным и не делать «грязных вещей». Быть плохим – значит быть непослушным, непокорным, похотливым, бунтовать и восставать против авторитетов. Но иногда ид «подкупает» суперэго (например, когда агрессивные действия скрываются под маской справедливого негодования).

Частые и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую наблюдаются довольно часто, особенно на протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии не стабилизируется. Такие перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии.

Итак, динамика личности состоит во взаимодействии сил катексиса, побуждения, и сил антикактексиса, сдерживания. Внутриличностные конфликты сводятся к оппозиции этих двух сил. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания силам побуждения и наоборот.