logo
УМК Психология личности

Феноменологическая позиция Роджерса.

Роджерс считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет феноменальным полем уникален и индивидуален. Этот создаваемый человеком мир может совпадать или не совпадать с реальностью, поскольку не все предметы, входящие в окружение, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля действительности Роджерс назвал конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг его и то, что он осознает в происходящем более или мене совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально

В отличие от Фрейда, Адлера и Эриксона, Роджерс не выделял стадии, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он сосредотачивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно (ощущение собственного тела и внешние стимулы). Младенец не осознает себя как отдельное существо, не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Таким образом, для младенца самость является фикцией, и присутствует только целостная всеохватывающая, не дифференцированная феноменальное поле. Постепенно, вследствие тенденции дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок начинает выделять из остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля объясняет возникновение и развитие Я-концепции.

Когда Я-концепция только формируется, она регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденный тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.

Я-концепция впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции.