Структура личности.
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в ранних работах Фрейда. В начале 20-х годов 20 века Фрейд разработал структурную модель личности и описал три основные структуры личности: ид, эго и суперэго (структурная модель личности). Хотя Фрейд полагал, что это составляющие следует рассматривать скорее как процессы, чем как структуру личности. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания изображена на рис. 1.
Сфера ид полностью неосознаваемая. Эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.
Рассмотрим подробнее эти составляющие личности и их функции.
Ид (от латинского «оно») является резервуаром энергии и инстинктов. Фрейд выделял два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу, для фундаментального внутреннего конфликта личности. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами происходит, как правило, на бессознательном уровне, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил. Ид выражает первичный принцип жизни человека – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (прежде всего сексуальными и агрессивными). В том случае, когда эти побуждения сдерживаются и не находят разрядки, они создают внутреннее напряжение. Немедленная разрядка напряжения называется принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, оно гедонистично, поскольку его цель – удовлетворять свои побуждения, уменьшающие напряжение и приносящие удовольствие. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами.
Рис.1. Связь структурной модели с уровнями сознания.
Фрейд описал два механизма, при помощи которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия предполагают автоматический ответ ид на сигналы возбуждения, позволяющий сразу снять напряжение, вызываемое раздражителем (например, кашель при раздражении дыхательных путей или слезы, когда в глаз попадает соринка). Но рефлекторные действия не всегда могут снизить уровень напряжения. Так, ни одно рефлекторное действие не даст возможности человеку достать пищу. В этом случае в действие вступает другой механизм – первичный процесс представления. Ид формирует психический образ объекта, первично связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным человеком данный процесс может вызвать образ еды. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях, психозах, психической деятельности младенцев. Первичные процессы – это иррациональная и фантазийная форма представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать актуальный объект и его образ. Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Фрейд полагал, что младенец не способен откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда ребенок усваивает, что, помимо его собственных потребностей и желаний, существует еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, названная Фрейдом эго.
Эго (от латинского «ego» - «я») – это структура личности, ответственная за принятие решений и выбор поведения. Эго стремится удовлетворить желания ид, учитывая ограничения внешнего мира. Эго подчинятся принципу реальности, цель которого сохранение целостности личности путем отсрочки удовлетворения потребностей до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и найдены условия во внешней среде. Принцип реальности позволяет человеку тормозить, переадресовывать или давать выход энергии ид в социально-приемлемых формах (например, удовлетворение сексуальных потребностей откладывается до тех пор, когда не появится подходящий объект и обстоятельства). Фрейд определяет как вторичный процесс когнитивно-перцептивные навыки, дающие возможность человеку удовлетворять инстинктивные потребности, не подвергая опасности ни себя, ни окружающих.
Супер-эго от латинского (super – сверх, Ego – я) – это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная часть личности, «цензор» личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность. Основная функция суперэго – это оценивать правильность или неправильность поведения личности, исходя из социальных норм, моральных стандартов, требований общества. Также задачей суперэго является подавление сексуальных и агрессивных импульсов, идущих от ид. Суперэго формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом его формирования является идентификация ребенка с близким взрослым своего пола. Суперэго является следствием зависимости ребенка от родителей. Суперэго формируется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (это происходи в возрасте от 3 до 5 лет). Первоначально суперэго означает родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее или плохое поведение. Ребенок учится каждый свой поступок приводить в соответствии с ограничениями родителей, чтобы избежать конфликта и наказания. Постепенно социальный мир ребенка расширяется благодаря школе, группам сверстников, и сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которые считают приемлемыми эти группы. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Но самоконтроль не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые желания, импульсы со стороны ид. Суперэго пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными. Фрейд выделил две подсистемы суперэго: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и, за которое, ребенок получает выговор. Совесть включает моральные запреты, способность к критической самооценке, возникновения чувства вины у человека за свое поведение. Эго-идел выступает как поощрительный аспект суперэго. Он формируется в ситуациях, когда родители одобряют поведение ребенка, высоко ценят его достижения. Эго-идеал ведет человека к установлению высоких стандартов. Если цель достигнута, то у человека возникает чувство гордости и самоуважения. Например, ребенок, которого родители поощряют за успехи в школе, будет гордиться академическими достижениями.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, поскольку их содержание и направление их развития противоположно друг другу. Так, инстинкты, содержащиеся в ид, стремятся к удовлетворению, диктует человеку такое поведение, которое не совместимо с социальными требованиями и нормами поведения в обществе. Суперэго, содержание которого составляют совесть, запреты, идеалы, предупреждает эго о невозможности осуществления желаний ид и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. Таким образом, эго становится ареной борьбы противоположных тенденций, исходящих от ид и суперэго. Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Фрейд утверждал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Тревога и напряжение, испытываемые людьми, могут провоцировать возникновение неврозов. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые позволяют смягчить конфликт между ид и суперэго.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева