logo
УМК Психология личности

Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.

Хотя Эриксон считал себя последователем Фрейда и полагал, что его идеи являются продолжением концепции Фрейда о психосексуальном развитии с учетом новых открытий в социальных и биологических науках. Эриксон отступил от классического психоанализа по нескольким пунктам. 1.Смещение акцента от ид к эго, что и сам Фрейд частично признавал в последние годы своей деятельности. Именно эго, по Эриксону, составляет основу поведения человека. Эго, по Фрейду, борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями. У Эриксона эго – автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится более компетентным. 2. В отличие от Фрейда, которого интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми

_________

Эпигенетический принцип развития личности.

Человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания (в переводе с греческого – «после рождения», термин взят из биологии и подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенный для нее период). Стадии психосоциального развития эго являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Все психосоциальные стадии развития сопровождаются кризисом – поворотным моментом жизни, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых человеку на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду, но не обязательно находит свое разрешение. Модель поведения человека обусловлена тем, как разрешается каждая из этих задач или как разрешается кризис. Каждый кризис содержит позитивный и негативный моменты. Если кризис разрешается удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то в последующей стадии эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие, инициативность, трудолюбие), это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

_____________

Таблица 3.

Восемь стадий психосоциального развития личности.

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1.Орально-сенсорная

Рождение – 1 год

Базальное доверие – базальное недоверие

Надежда

2.Мышечно-анальная

1 – 3 года

Автономия – стыд и сомнение

Сила воли

3.Локомоторно-генитальная

3 –6 лет

Инициативность – вина

Цель

4.Латентная

6 – 12 лет

Трудолюбие – неполноценность

Компетентность

5.Подростковая

12 – 19 лет

Эго-идентичность – ролевое смешение

Верность

6.Ранняя зрелость

20 – 25 лет

Интимность – изоляция

Любовь

7.Средняя зрелость

26 – 64года

Продуктивность – застой

Забота

8.Поздняя зрелость

65 лет - смерть

Эго-интеграция - отчаяние

Мудрость

Если же кризис остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго наносится вред, в него вносится негативный компонент (например, базальное недоверие, вина, неполноценность). При адекватном разрешении каждого кризиса человек получает возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. По мнению Эриксона все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.