logo
УМК Психология личности

Респондентное и оперантное поведение.

Скиннер различает две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

Респондентное поведение предполагает специфическую реакцию, вызываемую известным стимулом, последнее всегда предшествует первой по времени (например, сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, дрожь при холоде, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию). В этих примерах взаимоотношения между стимулом и реакцией спонтанное и невольное, это происходит всегда. Однако респондентному поведению можно научить. Например, актриса, которая волнуется перед выходом на публику и у которой «сосет под ложечкой», демонстрирует респондентное поведение.

Русский физиолог И.П.Павлов при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Так, пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. Слюноотделение – это безусловная реакция или безусловный рефлекс, который вызывается пищей – безусловным стимулом. Павлов открыл, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с безусловной реакцией, то затем нейтральный стимул приобретал способность вызывать эту безусловную реакцию, когда он предъявлялся без безусловного стимула. Например, если свет загорался каждый раз перед тем, когда собака получала пищу, постепенно у нее начинала выделяться слюна при световом сигнале, даже если пищи нет. Новая реакция называется условной реакцией, а ранее нейтральный, вызывающий ее стимул – условным стимулом.

_________

Б езусловный стимул (БС) Безусловная реакция (БР)

Пища Слюноотделение

У словный стимул (УС) Условная реакция (УР)

Свет Слюноотделение

Рис.3 Парадигма классического обусловливания по Павлову.

В более поздних работах Павлов писал, что если перестать давать пищу после светового сигнала, у собаки прекратится слюноотделение на этот сигнал. Этот процесс называется угасание и показывает, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения, так и для сохранения респондентного поведения.

Парадигма классического обусловливания по Павлову лежит в основе взглядов и опытов Скиннера. Скиннер стал изучать процессы классического обусловливания на людях. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер динаминирует ключевую роль классического обусловливании в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика, известного под именем «Маленький Альберт». Как и многие дети, Альберт вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) – плач – наступала, когда ему только показывали животное. Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы, напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора.

Скиннер полагал, что поведение животных и человека нельзя объяснить в терминах классического обусловливания. На поведение человека воздействуют события, которые наступят после него, а именно его последствия. Так как это поведение предполагает, что организм воздействует на окружение с целью изменить события, Скиннер определил его как оперантное поведение. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакциями (катание на роликовых коньках, игра на фортепиано). Это произвольные приобретаемые реакции, для которых не существует стимула. Бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам не известны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается, в противном случае, когда последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятно получить оперант уменьшается. Например, если человек долгое время не улыбается в ответ на вашу улыбку, вы перестаёте улыбаться ему сами.

Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями. Негативные или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их и усиливает поведение, устраняющее их.