logo
УМК Психология личности

Социокультурная теория личности к. Хорни.

Подчеркивая важность социального контекста в развитии личности, Адлер обращал внимание на порядок рождения детей, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни.

Единственный ребёнок слишком долго находится под опекой матери и ожидает такой же защиты и опеки от других людей. У него нет других братьев или сестер, с которыми бы ему приходилось конкурировать. Особенностью его стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Первый ребёнок до рождения второго получает безграничную любовь родителей. Но с появлением следующего ребенка лишается своего привилегированного положения, и это может быть травматично для него. В результате семейной борьбы он осваивает стратегию выживания в одиночку. Адлер полагал, что старший ребенок в семье более консервативен, склонен к лидерству, власти, устойчив к выживанию и является хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Средний ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Ситуация стимулирует его побеждать рекорды старшего ребенка, поэтому часто темп его развития оказывается более высоким. Средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает вероятность возможность неудач. Адлер сам был средним ребенком в семье.

Младший ребёнок часто окружен вниманием и заботой со стороны не только родителей, но и старших детей. У них больше прав и привилегий, поэтому младший ребенок испытывает сильное чувство неполноценности и зависимости. Вместе с тем, у младшего ребенка высокая мотивация превзойти старших сиблингов.

У ребенка стиль жизни не всегда совпадает с описаниями, данными Адлером. Он лишь утверждал, что позиция каждого ребёнка в семье вызывает субъективные переживания и влияет на способность принимать решение.

_________