logo
УМК Психология личности

Стремление к превосходству.

Главный мотив человека, с точки зрения Адлера – стремление к превосходству и достижение наибольшего из возможного. Он был убеждён в том, что стремление к превосходству является врождённым и носит безусловный характер, и что человек никогда от него не освободится, потому что это стремление и есть сама жизнь. Вместе с тем, это чувство следует развивать, если человек стремится реализовать свой потенциал. От рождения оно присутствует у человека в виде теоретической возможности. Со временем оно становится источником мотивации, силой, придающей смысл жизни.

Адлер выдвигает следующие идеи о природе и действии стремления к превосходству.

1. Это единый мотив, а не комбинация отдельных побуждений.

2. Это стремление вверх универсально, оно является общим для всех людей и в норме и в патологии.

3. Превосходство как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, которые борются за превосходство посредством эгоистического поведения и достижения славы и личной значимости за счёт других людей. Позитивное направление проявляется у людей с хорошей адаптацией, которое ведут себя так, что их собственное стремление к превосходству не мешает благополучию других людей.

4. Стремление к превосходству сопряжено с большими затратами энергии. В результате влияния этой силы уровень напряжения у человека растёт, а не снижается.

5. Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества. Люди стремятся стать совершенными не только на уровне индивида, но и пытаются совершенствовать саму культуру. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивида и общество в гармонии друг с другом.

Гипотеза Адлера о том, что у человечества есть одна конечная цель – стремление к превосходству и развитие своей культуры - ничего не говорит о том, как индивидуумы достигают этой цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи понятия стиля жизни.