Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (тогда являвшейся частью Австро-Венгерской империи, а теперь – часть Чешской Республики). Когда Фрейду было 4 года его семья, в связи с финансовыми затруднениями переехала в Вену – город ставший для него родным навсегда. Фрейд постоянно жил в Вене и только в 1938 году, за год до смерти эмигрировал в Англию.
Фрейд получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических драматургов, поэтов и философов – Шекспира, Ницше, Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Он свободно говорил на многих языках: английском, французском, итальянском, испанском.
В 1873 году Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета, уже в студенческие годы Фрейд занимался научными исследованиями, он изучал анестетические свойства кокаина, описал новые свойства нервных клеток у золотых рыбок. Также во время учебы он испытал на себе влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам вселенной. Позднее эта идея получила свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования.
В 1881 году Фрейд получил медицинскую степень и стал работать в Институте анатомии мозга, где проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода. Его никогда не привлекала практическая медицина, однако он был вынужден оставить свою научную работу в институте по той причине, что она низко оплачивалась, и стал практиковать как невропатолог.
В 1885 году Фрейд получил исследовательскую стипендию и возможность пройти стажировку в Париже у известного невролога Жана Шарко. Шарко изучал причины и лечение истерии – психического расстройства, проявлявшегося во множестве соматических проблем (у пациентов, страдавших истерией, часто наблюдались такие симптомы, как слепота, глухота, параличи и другие). Шарко использую внушение в гипнотическом состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие истерические симптомы. Лекции и клинические демонстрации Шарко произвели на Фрейда очень сильное впечатление, хотя позднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве метода лечения.
В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой прожил более половины века, имея три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и заняла лидирующее положение в психоаналитическом движении, как детский психоаналитик.
В 80-е годы 19 века Фрейд стал сотрудничать с Иозефом Брейером. Брейер применял метод свободных рассказов пациентов о своих симптомах при лечении истерии. Брейер и Фрейд провели совместные исследования причин истерии и методов лечения этого заболевания. Результаты исследования были изложены в книге «Исследования истерии», в которой был сделан вывод о том, что причиной появления истерических симптомов выступают подавленные воспоминания личности о травматических событиях прошлого. В дальнейшем Фрейд использовал понятие «катарсис» для обозначения феномена освобождения от патологических симптомов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах. По мнению Фрейда: 1) события, вытесненные из сознания, продолжают оказывать влияние на поведение человека и могут придать ему патологический характер; 2) источник этих патологических изменений для самих пациентов не известен и в обычных условиях не осознаваем, поскольку не совместим с установками сознания; 3) чтобы добиться лечебного эффекта, необходимо гипнотическое воздействие, при котором человек вспоминает о вытесненных событиях и освобождается от негативных эмоций.
В дальнейшем выявились научные разногласия между Фрейдом и Брейером. Так Брейер не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуального фактора в истерии. Также существует точка зрения, что Брейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого Фрейда. И его устранение было предначертано самим ходом развития их отношений, в следствии эдипова комплекса у Фрейда.
Утверждение Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы связанные с сексуальностью, привели к исключению его из Венского медицинского общества в 1896 году. Позже Фрейд начинает анализировать собственные сновидения, на анализе которых основан один из его наиболее известных трудов «Толкование сновидений».
В 1902 году было основано общество «Психологические среды», которое в 1908 году было переименовано в Венское психоаналитическое общество. Многие из учеников и коллег Фрейда были членами этого общества и стали в последствии известными психоаналитиками. Позднее выявились серьезные научные разногласия между Фрейдом и Юнгом, Адлером и Ранком, которые отошли от ортодоксального фрейдизма и возглавили конкурирующие между собой научные школы.
В период с 1901-1905 год Фрейд публикует свои наиболее известные работы. Так в работе Фрейда «Три эссе о сексуальности» Фрейд предположил, что ребенок рождается с сексуальными побуждениями, а родители являются первыми сексуальными объектами для ребенка.
В 1909 году Стенли Холл пригласил Фрейда в Университете Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Прочитанные лекции принесли Фрейду мировое признание, он был награжден почетной степенью доктора. Пациенты со всех стран стали записываться к нему на консультации. Фрейд также был талантливым писателем. В 1930 году получил Премию Гетте по литературе. Под влиянием атмосферы первой мировой войны Фрейд формулирует свои взгляды об универсальном человеческом инстинкте – стремление к смерти.
В 1923 года Фрейд страдал раковой опухолью глотки и челюсти и перенес более 30 операций, которые должны были остановить распространение опухоли. 23 сентября 1939 года Фрейд умирает в Лондоне, куда он иммигрирует за год до смерти.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева