УМК Психология личности
Развитие личности.
У детей существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение связанно с основным и биологическим (еде, сне и др.). Хорни предавала большое значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, но она не считала, что эти потребности играют ведущую роль в формировании личности. Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности, которая предполагает наличие у ребенка стремления ребенка быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего утра. Ребенок находится в полной зависимости от родителей не только в смысле физического выживания, но и в смысле психологической безопасности. Если ребенок чувствует, что родители его любят, принимают, защищают, то удовлетворяется его потребность в безопасности. Это создает предпосылки для формирования здоровой личности.
_________
Переживание
отвержения ребенка
Враждебность
(но они же накажут)
РОДИТЕЛИ РЕБЕНОК Отчаяние
(не сбежать ли мне?)
Содержание
-
1. Введение………………………………………………………………………….7
-
2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
-
1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
-
2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
-
Введение
-
Содержание тем курса
-
Введение в психологию личности.
-
Понятие личности.
-
Движущие силы развития личности.
-
Структура личности.
-
Тема 2. Методы исследования личности.
-
Интервью.
-
Достоинства и недостатки метода интервью.
-
Метод анамнеза.
-
Достоинства и недостатки метода анамнеза.
-
Методики самоотчета.
-
Примеры многомерных личностных опросников.
-
Проективные методы.
-
Достоинства и недостатки проективных методов.
-
Тема 3. Дифференциальная психология личности.
-
Темперамент и его структура.
-
Характер.
-
Способности.
-
Направленность личности.
-
Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Фрейда.
-
Уровни сознания.
-
Структура личности.
-
Природы тревоги и ее типы.
-
Механизмы психологической защиты.
-
Динамика личности.
-
Развитие личности.
-
Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Юнга.
-
Структура личности.
-
Архетипы.
-
Психические функции личности.
-
Развитие личности.
-
Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Адлера.
-
Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
-
Чувство неполноценности и компенсация.
-
Стремление к превосходству.
-
Стиль жизни.
-
Типы личности, обусловленные стилями жизни.
-
Социальный интерес.
-
Творческое «я».
-
Фикционный финализм.
-
Порядок рождения.
-
Тема 7.
-
Социокультурная теория личности к. Хорни.
-
Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
-
Биографическая справка.
-
Развитие личности.
-
Переживание базальной тревоги
-
Невротические потребности личности.
-
Биографическая справка.
-
Основные научные работы Фромма.
-
Развитие личности и общества.
-
Механизмы «бегства от свободы».
-
Позитивная и негативная свобода.
-
Экзистенциальные потребности личности.
-
Социальные типы характеров.
-
Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
-
Основные научные работы.
-
Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
-
Структура личности.
-
Динамизм.
-
Персонификация.
-
Биографическая справка.
-
Основные научные работы Эриксона.
-
Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
-
Психосоциальные стадии развития личности.
-
Учение об идентичности.
-
Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Скиннера.
-
Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
-
Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
-
Респондентное и оперантное поведение.
-
Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
-
Биографическая справка.
-
Основные научные работы Роттера.
-
Четыре переменные поведения.
-
Основная формула прогноза поведения.
-
Потребности и их компоненты.
-
Общая формула прогноза.
-
Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Оллпорта.
-
Понимание личности Оллпортом.
-
Концепция черты личности.
-
«Черты» черт.
-
Общие и индивидуальные черты.
-
Типы индивидуальных диспозиций.
-
Проприум и стадии его развития.
-
Стадии развития проприума.
-
Зрелая личность.
-
Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
-
Основные научные работы Маслоу.
-
Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
-
Основные положения гуманистической психологии.
-
Иерархия потребностей.
-
Потребности безопасности и защиты.
-
Потребности самоуважения.
-
Препятствия к самоактуализации.
-
Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
-
Метапатологии.
-
Характеристики самоактуализирующихся личностей.
-
Биографическая справка.
-
Основные научные работы.
-
Основные положения феноменологического направления
-
Феноменологическая позиция Роджерса.
-
Потребность в позитивном внимании.
-
Условие ценности.
-
Безусловное позитивное внимание.
-
Процессы угрозы и процесс защиты.
-
Механизмы защиты.
-
Полноценно функционирующий человек.
-
Тема 12.
-
Основные научные работы л.С. Выготского.
-
Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
-
Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
-
Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
-
Основные научные работы д.Узнадзе.
-
Основные научные работы в.Н.Мясищева.
-
Основные научные работы б.Г.Ананьева.
-
Основные научные работы в.С. Мерлина.
-
Руководство по изучению дисциплины
-
1. Сведения об авторе
-
2. Цели и задачи курса
-
3. Порядок изучения тем курса
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Тема 7.
-
Социокультурная теория личности к. Хорни.
-
Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
Тема 12.
-
Порядок изучения темы.
-
Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
-
4. Темы рефератов.
-
5. Вопросы для аттестации.
-
Список литературы по курсу.
-
Практикум по курсу
-
Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
-
Практическое задание к теме №2.
-
Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
-
I. Дайте письменные ответы на вопросы.
-
II. Верно или неверно утверждение?
-
III. Допишите ответы.
-
IV. Заполнить пробелы.
-
V. Установить соответствия.
-
VI. Установить соответствие.
-
Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
-
Практические задания к темам № 12, 13.
-
Тестовое задание № 1. К Теме 1.
-
К Теме 2.
-
Тестовое задание № 2. К Теме 3.
-
К Теме 4.
-
Тестовое задание № 3. К Теме 5.
-
К Теме 6.
-
Тестовое задание № 4. К Теме 7.
-
К Теме 8.
-
Тестовое задание № 5. К Теме 9.
-
К Теме 10.
-
Тестовое задание № 6. К Теме 11.
-
К Теме 12.
-
Тестовое задание № 7. К Теме 13.
-
Контрольный тест по темам
-
Учебная программа по дисциплине
-
1. Цели и задачи дисциплины.
-
2. Содержание дисциплины
-
Тема 1. Введение в психологию личности
-
Тема 2. Методы исследования личности
-
Тема 3. Дифференциальная психология личности
-
Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
-
Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
-
Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
-
Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
-
Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
-
Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
-
Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
-
Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
-
Тема 12.
-
Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
-
И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
-
С.Л. Рубинштейна
-
Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева