logo
УМК Психология личности

Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.

Позже Маслоу отказался от жесткой иерархии потребности и выделил две категории мотивов человека: дефицитарные или Д-мотивы и мотивы роста, которые также называются бытийными или Б-мотивами. Целью дефицитарной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). Дефицитарные удовлетворяют следующим критериям: их отсутствие вызывает болезнь, их присутствие предотвращает болезнь, их восстановление вылечивает болезнь, при свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их, они неактивны у здорового человека. Таким образом, такая мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, вызывающие напряжение.

Бытийные мотивы, в отличие от дефицитарных имеют отдаленные цели, связанные со стремлением человека актуализировать свой потенциал. Такие мотивы расширяют жизненный опыт и увеличивают напряжение. Например, студент выбирающий курс психологии личности просто потому, что хочет расширить свои познания в области психологии, демонстрирует Б-мотивацию. Маслоу считал, что метапотребности, связанные с мотивацией роста не располагаются иерархически. Одна метапотребность может быть заменена другой в различных жизненных обстоятельствах. Примеры матапотребности: истина, игра, гармония, завершение, уникальность, красота. Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности также, как и дефицитарные потребности имеют биологические корни. Они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Также Маслоу выделял дефицитарные и бытийные ценности и познания. Таким образом, Маслоу выделяет два уровня существования человека: бытийный, ориентированный на личностный прост и самоактуализацию, и дефицитарный, ориентированный на удовлетворение нижележащих потребностей.