logo
УМК Психология личности

Примеры многомерных личностных опросников.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) является одним из самых распространенных многомерных тестов самоотчета. Этот тест был разработан С.Хатуэем и Дж.Маккинли в 1940 году для помощи клиническим психологам в диагностике психических расстройств. Создатели теста были убеждены в том, что тест будет также полезен при оценке эффективности психотерапии. Хатуэй и Маккинли использовали для разработки теста эмпирическую стратегию. Подготовив наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет», они предлагали ответить на них разным группам пациентов психоневрологических лечебных учреждений, страдавших различными психическими расстройствами. Диагнозы уточнялись в процессе опроса этих пациентов психотерапевтами. Контрольная группа состояла из родственников и друзей, которые проходили тестирование, когда навещали пациентов в клинике. Все полученные ответы анализировались, и те вопросы, на которые диагностическая группа давала ответы, отличные от ответов контрольной группы, вошли в тест. Например, если люди, у которых была диагностирована депрессия, с большей частотой отвечали на вопрос «Моя жизнь обычно наполнена интересными событиями и делами» отрицательно, то этот вопрос входил в состав шкалы депрессии. Систематически проводя эту оценочную процедуру в группах пациентов с разными психиатрическими диагнозами, создатели теста выделили 10 самостоятельных «клинических шкал». В тест также входят 4 «контрольные шкалы», при помощи которых экспериментатор оценивает, не был ли испытуемый небрежен с работой с тестом, не отвечал ли он лживо и понял ли он инструкцию. «Шкала лжи», например, предоставляет информацию о том, в какой степени испытуемый дает скорее социально желаемые ответы, чем правдивые, стремясь создать о себе благоприятное впечатление («Не могу припомнить, чтобы я когда-нибудь плохо спал ночью»).

Адаптированная и заново стандартизированная версия ММPI была опубликована в 1989 году. Известный как ММPI-2, этот тест содержал то же количество вопросов (567), что и оригинальный опросник, но имел и отличия. Вопросы, сформулированные с позиций мужского шовинизма и неактуальные по содержанию, а также вопросы, вызывающие неприятные чувства, были исключены из теста опросника. Устаревшие нормы заменены более репрезентативными для современной популяции. Эти и другие изменения должны повысить ценность ММPI-2 и сделать его более предпочтительным по сравнению с оригинальной версией теста.

При интерпретации результатов ММPI используется два основных подхода: клинический и экспертный. В процессе клинической интерпретации исследователь просматривает показатели по каждой шкале, отмечает особенности профилей (получаемых в том числе путем объединения в одну группу высоких оценок по определенным шкалам), а также привносит в интерпретацию свой личный профессиональный опыт и знания об индивидуумах с определенными типами профиля, чтобы составить заключения об имеющихся у пациента психологических проблемах и патологических чертах характера. Наоборот, когда осуществляется экспертная интерпретация, психолог (или компьютер) просто использует атласы ММPI, содержащие эмпирические установленные характеристики типов личностных особенностей, соответствующие каждой конфигурации профиля. Процесс сравнения данного профиля личности с большим количеством ранее полученных профилей обеспечивает интерпретацию, основанную на статистических расчетах и нормах (без какой-либо субъективной оценки психолога). Сравнение данного профиля личности с другими профилями также дает возможность клиницисту поставить правильный диагноз и выбрать адекватную терапию для пациента.

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г.Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела был впервые опубликован в 1950 году, постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью факторного анализа свел их к 16 факторам. Каждый из них построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов.

Достоинства и недостатки методик самоотчета.

Тесты самоотчета дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности. В данном случае возможные личные предубеждения или теоретические пристрастия экспериментатора компенсируются таким достоинством метода, как объективность подсчета результатов. Кроме того, с этими тестами может легко работать человек, имеющий небольшую формальную подготовку. Тесты самоотчета обычно обладают большой надежностью по сравнению с другими методами. Наконец, многомерные опросники позволяют измерять одновременно несколько личностных особенностей.

Несмотря на то, что тесты самоотчета пользуются популярностью у профессиональных психологов, их применение сопряжено с некоторыми проблемами, которые требуют рассмотрения. Основные их ограничения состоят в том, что они не защищены от преднамеренного обмана, влияние эталонов социальной желательности и установочного поведения.

Лучшая защита от этой опасности – встроить в тест контрольные шкалы, позволяющие обнаруживать преднамеренную ложь. Например, ММPI содержит шкалы, цель которых – показывать, когда обследуемые лгут, когда проявляется их психологическая защита или когда они дают уклончивые ответы. Другой путь – вводить в тест дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к изучаемому феномену, благодаря чему цель теста станет менее ясной для испытуемого.

Другой недостаток шкал самоотчета связан с тенденцией отвечать таким образом, чтобы «хорошо выглядеть». Эта тенденция носит название социальной желательности. В отличие от преднамеренной лжи, в данном случае, испытуемые могут не осознавать, что они искажают ответы в благоприятном направлении; они не преднамеренно пытаются представить себя в лучшем свете, чем это имеет место в действительности. Защитить метод от возможных искажений в сторону социальной желательности или ослабить их влияние можно с помощью нескольких приемов. Некоторые тесты самоотчета (как ММPI) содержат вопросы, выявляющие вероятность того, что респондент дает социально желательный ответ. В других тестах предусмотрено другое измерение количества приукрашивающих ответов. Например, «шкала социальной желательности» Кроуна-Марлоу сконструирована с целью измерения тенденции представлять себя в выгодном свете.

Последняя проблема связана с тем, что некоторые люди склонны отвечать на вопросы определенным образом, не зависимо от содержания тестового материала. Например, одни испытуемые отвечают утвердительно гораздо чаще, чем другие, они фактически соглашаются с каждым вопросом теста. Эта тенденция отвечать согласием (молчаливое согласие) является основной проблемой шкал самооценки, в которых требуются ответы типа «верно – неверно» или «да – нет» (как ММPI). Если тенденцию отвечать на вопросы положительно не удастся нейтрализовать, то тестолог получит искаженные результаты, непригодные для оценки личностных особенностей данного человека. Тенденция отвечать преимущественно согласием является относительно легко решаемой проблемой. Большинство авторов формулируют вопросы теста так, чтобы ответы «верно – неверно» и «да – нет» примерно в равной степени раскрывали бы измеряемую черту. Благодаря этому при подсчете показателей теста любое косвенное влияние, оказываемое тенденцией отвечать преимущественно «да» или преимущественно «нет», уравновешивается.