logo
УМК Психология личности

Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).

1. Развитие памяти (1931).

2. Проблемы развития психики (1959).

3. Деятельность. Сознание. Личность. (1975).

А.Н.Леонтьев предложил схему организации и преобразования деятельности на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включать в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют единую систему.

Согласно концепции Леонтьева деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность: деятельность определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему, предметный мир отражается в его образе. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практической деятельностью. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании также обнаруживаются чувственные образы и личностные смыслы, придающие ему пристрастный характер. Возникновение сознания обусловлено по А.Н.Леонтьву, возникновением особой формы деятельности – коллективного труда. Коллективный труд предлагает разделение функций, которые сами по себе могут выглядеть бессмысленными с точки зрения непосредственного удовлетворения потребностей человека, который их осуществляет. Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, а результату, целесообразному в контексте коллективной деятельности и выполняющему в этой деятельности промежуточную роль. Таким образом один из факторов возникновения сознания оказывается коллективный труд. Другим выступает речевое общение. Итак, с точки зрения А.Н.Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект).

Различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действий, физиологические механизмы, реализаторы деятельности.

Деятельность представляет форму активности, которая побуждается потребностью, которая проявляется в поиске предмета, способного ее удовлетворить. Когда происходит фиксация предмета, потребность опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Таким образом, деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности, оно определяется как процесс, направленный на достижение цели. Цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву определяет смысл. Цель отделяется от мотива, т.е. образ результата действия от того, ради чего существует деятельность.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретными ситуациями, т.е. условиями; эти способы называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Самый низкий уровень представлен психофизиологическими функциями, обеспечивающими психические процессы. Между компонентами деятельности существуют переходы и трансформации. Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. А.Н.Леонтьевым было предложено понятие «ведущей деятельности», под которой понимается та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития. Основным механизмом в этом процессе выступает «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. В контексте теории деятельности различаются понятия индивид и личность. Личность как продукт всех отношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей с миром, степень их иерархизированности и общая их структура.

Проблема становления личности, в первую очередь, увязывается со становлением мотивационной сферы человека. По мнению А.Н.Леонтьева, личность рождается дважды. Первое рождение личности происходит с установлением иерархии мотивов, соотнесением непосредственных побуждений с социальными критериями, т.е. возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению соответствующим социальным мотивам. Второе рождение связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в советской и российской психологии.