Список литературы по курсу.
Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
Абульханова - Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973.
Абульханова - Славская К.А. Психология и сознание личности. - Москва - Воронеж, 1999.
Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. - М.: НПО «Прагма» , 1993.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1980.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
Анастази А. Дифференциальная психология: В 2-х томах. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М.: Изд. МГУ, 1986.
Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд. МГУ, 1990.
Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. Т. 17. - 1996 - № 6 - С. 44 - 52.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - С-Пб.: Лениздат, 1992.
Берн Э. Трансакционний анализ и психотерапия. - С-Петербург, 1992.
Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Наука, 1988.
Братусь Б.С. Аномалия личности. - М.: Мысль, 1988.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.
Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.3,4,5 - М.: Педагогика, 1982.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской - М.: Педагогика, 1991.
3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд. МГУ, 1982.
Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М.: Изд. МГУ, 1981.
Камю А. Бунтующий человек. - М.: Изд. политической литературы, 1990.
Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Издат. Политической литературы, 1990.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Знание, 1984.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, I977.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд. МГУ, 1981.
Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Пермь, 1968.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960.
Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. - М.: 1990.
Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, Высшая школа, 1994.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1966.
Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
Психология индивидуальных различий /Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М.: Изд. МГУ, 1982.
Психология личности /Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: МГУ, 1982.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988.
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1989.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд. МГУ, 1980.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.
Сумерки богов/ Под ред. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1990.
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987.
Фрейд А. Введение в детский психоанализ / Серия «Детский психоанализ». Выпуск 1. - М.: 1991.
Фрейд А. Психология "Я " и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991.
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - Минск, Издат. Белорусская энциклопедия, 1990.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992.
Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, Здоровье, 1991.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1976.
Холл С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: Эксмо-Пресс, 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Питер, 1997.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, 1996.
Юнг К. Аналитическая психология. - С-Петербург, 1994.
Юнг К. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
Юнг К. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997.
Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Учебное пособие для вузов. - М.: Издат. центр «Академия», 1997.
______________
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева