logo
УМК Психология личности

Развитие личности.

Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках: 1. Генетическая предпосылка предполагает, что переживания раннего детства играют ключевую роль в формировании личности. Фрейд пришел к этому заключению на основе работы с пациентами, проходящими психоанализ. 2. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий: оральное, анальное, фаллическое и генитальное. Фрейд также включил в общую схему развития латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости.

___________

Таблица 1.

Стадии психосексуального развития.

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 - 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание от груди. Отделение себя от материнского тела.

Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль).

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые органы (маструбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Первые три стадии развития охватывают период от рождения до 5-6 лет. На каждой стадии есть свой главный источник получения удовлетворения. Фиксация на какой-либо стадии ведет к чрезмерному скоплению либидо, что может выразиться в зрелые годы в виде «остаточного поведения», связанного с той психосексуальной стадией на которую пришлась фиксация. В термине «психосексуальной» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны - слизистой оболочкой тела, которая является источником импульса ид – к другой в течение жизни человека.

На оральной стадии эрогенной зоной является полость рта, и приносящая удовольствие деятельность, сосредоточенная на еде. В первой фазе младенец пассивно взаимодействует с реальностью, глотая то, что ему нравится, или выплевывая то, что ему не вкусно. На второй фазе этой стадии, называемый оральный садизм, развивается более активная позиция, воплощением которой является кусание. Фиксация на этой стадии – результат развития орального характера личности, типичные черты которой: пассивность, зависимость, оптимизм.

Анальная стадия предполагает перемещение источника удовольствия к анусу. На этой стадии происходит приучение ребенка к горшку, и ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (контроль потребностей). По мнению Фрейда, все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Фиксация на этой стадии может привести к формированию анально-удерживающего типа личности, который характеризуется аккуратностью, бережливостью, упрямством, а также анально-выталкивающего типа, склонного к разрушению, импульсивности, беспокойству.

На фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями и рождением. Основной конфликт на этой стадии состоит в том, что Фрейд назвал комплексом Эдипа - мальчик хочет убить своего отца и занять его место как сексуальный партнер своей матери. Фрейд заимствовал описание этого комплекса из пьесы Софокла «Царь Эдип», в которой царь Фив, непреднамеренно убивает своего отца и вступает в кровосмесительную связь с матерью. Мальчик боится, что если отец узнает о его желаниях, то будет наказан кастрацией. Боязнь кастрации - мотивированная боязнь этой стадии. У девочек имеет комплекс Электры – воображение сексуального союза с родителем противоположного пола. В возрасте 5-7 лет Эдипов и Электры комплексы разрешаются: мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, перенимая его черты, манеры; девочка – начинает идентифицировать себя с матерью.

Латентный период – период относительного спокойствия сексуальных инстинктов. Фрейд уделял незначительное развитие личности в этом периоде.

Генитальная стадия продолжается от полового созревания и до смерти. На этой стадии человек развивает способность к переживанию сексуального удовлетворения с объектом противоположного пола. Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. Генитальный характер – это идеальный тип личности, для которого характерна зрелость и ответственность в социально-сексуальных отношениях. Главными критериями личности (по Фрейду) являются стремление работать и способность любить.

___________