Механизмы психологической защиты.
Фрейд определял защитные механизмы как стратегии, используемые человеком для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя способами: 1.блокированием выражения импульсов сознательным поведением; 2.искажением этих импульсов до такой степени, чтобы их изначальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.
Защитные механизмы обладают двумя основными характеристиками:
1.они действуют на неосознанном уровне;
2.они искажают или отрицают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для личности.
Как правило, люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Обычно люди применят различные защитные механизмы для разрешения внутреннего конфликта и снижения уровня тревоги.
Рассмотрим основные защитные стратегии, к которым прибегает человек.
Вытеснение – это первичная защита эго, поскольку оно является основой для формирования более сложных механизмов защиты и обеспечивает прямой путь ухода от тревоги. Вытеснение, описываемое иногда как «мотивированное забывание», представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, неприемлемых для человека и / или причиняющих ему страдание. В результате вытеснения человек не осознает причин, вызывающих тревогу, не помнит травматических прошлых событий. Например, молодая женщина, подвергшаяся в детстве насилию со стороны мужчины, не помнит об этом событии и, став взрослой, избегает общения с мужчиной. Но освобождение от тревоги путем вытеснения не происходит бесследно для человека.
Вытесненные мысли и чувства не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения для их прорыва в сознание требуются постоянные затраты психической энергии. Такая потеря ресурсов эго может ограничивать использование энергии для более адаптивного, творческого поведения. Вместе с тем стремление вытесненного материала к выражению в сознании проявляется в сновидениях, шутках, оговорках, описках, забываниях и других невротических синдромах. Также вытеснение играет роль во всех нормах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких как язвенная болезнь, гипертония), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция, фригидность).
Отрицание – это тоже примитивный защитный механизм, благодаря которому человек не признает некоторые тревожащие или травмирующие его аспекты реальности или самого себе. Например, человек отрицает, что курение способствует возникновению проблем со здоровьем, несмотря на указания компетентных специалистов о его вреде; или родители отказываются верить в смерть своего ребенка; или же человек отрицает, что у него смертельное заболевание. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди успокаивают себя, говоря «это со мной не может случиться». Отрицание также как и вытеснение типично для детей. Использование этих механизмов в зрелом возрасте говорит о дезадаптированности личности.
Р еактивное образование предполагает, что неприемлемый для личности импульс подавляется и за тем на уровне сознания проявляется совсем противоположный. Например, ребенок, который ненавидит и ревнует к родителям младшего брата, может это вытеснить и почувствовать любовь к нему. Схематически это может быть представлено следующим образом: я ненавижу брата я люблю брата. Реактивное образование особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое выглядит гипертрофированным и негибким. Например, женщина, испытывающая чувство вины и тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, склонна осуждать окружающих людей за их безнравственное поведение и стать борцом с порнографическими фильмами.
Регрессия предполагает возврат индивида к детским моделям поведения, к раннему периоду жизни. Проявление регрессии у взрослых легко узнаваемы: несдержанность, импульсивность, желание обидеться и не разговаривать с другими, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью, противодействие авторитетам, проявление упрямства.
Замещение искажает объект, от которого идет импульс. Проявление этого импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, ребенок, которого наказали родители и который зол на них, толкает свою младшую сестру, пинает собаку, ломает свои игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, требовательный начальник критикует подчиненного, и он реагирует вспышками гнева и ярости на незначительные провокации со стороны жены и детей. Менее распространена форма замещения, когда оно направлено против себя: негативные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает чувство подавленности и осуждения самого себя.
Проекция представляет собой механизм защиты посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки на кого-нибудь или что-нибудь. Например, человек, который испытывает непреодолимое желание украсть что-либо, но чье суперэго не позволяет ему даже думать об этом, проецирует свой неприемлемый импульс на другого человека: я хочу украсть
Этот человек украл. Проекцией также объясняются социальные предрассудки феномен «козла отпущения». «Козлами отпущения» часто оказываются люди, ставшие мишенью проекции, обвиняемые в аморальных поступках и преступлениях, которые в действительности являются вытесненными импульсами обвинителей.
Идентификация - это процесс отождествления своей собственной личности с кем-либо еще. Этот механизм проявляется при формировании личности ребенка: мальчик индентифицирует себя с отцом, девочка – с матерью. Идентификация – это также защитный механизм, позволяющий человеку избежать признания собственной неадекватности, незначительности и принять взамен чужую индивидуальность. Например, взрослый человек идентифицирует себя с другой более сильной и яркой личностью, заложники – с похитителями, жертва – с насильником. Возможна идентификация личности с социальной группой (например, с политической партией, религиозной сектой).
Сублимация дает возможность человеку изменить свои импульсы таким образом, чтобы выражать их посредством социально приемлемых действий или мыслей. Сублимация является более желательной и конструктивной стратегией поведения, поскольку она позволяет эго изменить цель и объект импульсов без сдерживания их проявления. Например, сексуальные импульсы сублимируются в творческой деятельности, агрессивные импульсы – в спорте, бизнесе. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных импульсов послужила толчком для достижений в культуре и науке.
Рационализация заключается в представлении человеком вероятных, но на самом деле ложных причин и поступков для того, чтобы замаскировать истинные мотивы. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой поведение представляется таким образом, что выглядит разумным в глазах окружающих.
Интеллектуализация дает возможность человеку уйти от ясного неискаженного осознания импульса при помощи чрезмерного или искаженного объяснения. Например, человек, который переедает, приводит множество причин: «у меня нет времени, чтобы заниматься собой», «полные люди более представительны и авторитетны», «мне нужны витамины, чтобы преодолеть стресс».
Таким образом, при использовании психологической защиты расходуется большое количество энергии, вследствие чего ограничивается сила и гибкость эго. Чем более эффективно действует защитный механизм, тем более искаженную картину потребностей и стремлений человека они создают. Фрейд отмечал, что все люди используют механизмы защиты и это становится нежелательным только в тех случаях, когда люди на них чрезмерно полагаются.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева