logo
УМК Психология личности

Методики самоотчета.

Методики самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В таких исследованиях испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Термин «самоотчет» используется в значении какой-либо информации, которую субъект сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при ограниченном количестве вариантов (например, «да», «нет», «всегда», «не знаю»).

Характерная особенность опросников самоотчета состоит в том, что варианты ответов здесь откалиброваны. Люди должны выбирать между ответом «верно», «неверно», согласием и несогласием; или же они должны выбирать из альтернатив, варьирующих от «очень похоже на меня» до «совершенно не похоже на меня». Объективность достигается путем ограничения степеней свободы, имеющихся у испытуемого при ответе на пункты теста. Стандартизация процедур оценки минимизирует риск влияния личных склонностей того, кто производит оценку теста.

Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Одномерные тесты предназначены для измерения какого-то определенного аспекта личности. После проведения теста исследователи проверяют, различаются ли испытуемые с низкими и высокими баллами по изучаемому параметру также и по поведенческим характеристикам и различаются ли они, кроме того, по другим личностным параметрам, определяемым также с помощью методов самооценки. Некоторые одномерные тесты также дают возможность измерять отдельно две или три черты. Примерами одномерных тестов являются «Опросник личностный и ситуативной тревожности» Спилбергера, «Шкала локуса контроля» Роттера, «Шкала самосознания» Фестингера, «Шкала самоконтроля» Снайдера. Оценки по этим тестам предположительно отражают относительно стабильные индивидуальные различия в степени выраженности отдельных черт личности. Многомерные тесты измеряют одновременно несколько личностных характеристик. Преимущество этих тестов заключается в том, что они дают более полное представление о личности. Они широко применяются в клинических исследованиях, в практике консультирования и для обследования персонала учреждений.