Потребности и их компоненты.
Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов, которые стремятся максимизировать вознаграждение и минимизировать или избегать наказания. Цели определяют поведение человека в поисках удовлетворения его потребностей. Следовательно, осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализированный прогноз его поведения, чем прогноз, который позволяет делать четыре рассмотренные выше перемены. Потребность описывается Роттером как набор различных типов поведения, которая похожим образом позволяет приобретать те же или подобные наборы подкреплений. Роттер описывает шесть категорий потребностей, которые учитываются при прогнозировании поведения человека.
Статус признания включает потребность чувствовать себя компетентным в различных областях деятельности (учеба, работа, спорт, общественная деятельность). Пример потребности включенный в эту категорию – желание, чтобы окружающие признали человека способным и интеллектуально развитым.
Доминирование – включает потребность воздействовать на других людей, контролировать их поведение. Пример такой потребности – обращение к друзьям и знакомым для содействия благотворительному учреждению.
Независимость – включает потребности принимать самостоятельные решения, полагаться на собственные силы и достигать цели без помощи других. Пример такой потребности – поведение выпускника средней школы, который отказывается от советов, какой институт выбрать.
Любовь и привязанность включает потребность, чтобы человека любили и принимали другие люди. Например, поведение молодой женщины, которая тратит много усилий и времени на заботу о мужчине, надеясь, что он признается ей в любви.
Защита – зависимость относится к потребности, чтобы кто-то защитил человека от трудностей, неприятностей и помог достичь целей. Например, просьба с которой человек обращается к членам своей семьи и друзьям позаботиться о нем, когда он болен.
Физический комфорт включает потребности, в безопасности, желание иметь хорошее здоровье и не испытывать боль. Например, поведение ведущее к сексуальному удовлетворению. По мнению Роттера все остальные потребности формируются в результате их ассоциации с основными потребностями здоровья и удовольствия.
Каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ценность потребности, свобода деятельности, включая минимальную цель.
Потенциал поведения - это вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей. Например, потребность в любви и привязанности проявляется, когда мужчина приносит своей жене подарки, чтобы заслужить ее одобрение или звонит матери, чтобы узнать, как у нее дела в ответ на выражение ее заботы и привязанности.
Ценность потребности - это относительная желательность различных подкреплений, связанных с разными категориями потребностей. Ценность подкрепления подразумевает относительное предпочтение определенного подкрепления при равной вероятности всех подкреплений. Ценность потребности расширяет это понятие, включая в него относительное предпочтение подкрепляющих стимулов, связанных с шестью описанными категориями потребностей. Рассмотрим поведение молодого человека, который закончил среднюю школу и должен решить, поступать ли ему в институт, искать ли работу, жениться или пойти в армию. Если наиболее ценным подкрепляющим стимулом для него является социальный статус и мнение людей, подтверждающее его компетентность, можно сказать, что его ценность потребности выше всего для подкреплений, связанных с признанием. Большинство людей демонстрируют постоянство в своем предпочтении подкреплений относящихся к шести категориям потребности. Так для одного человека наиболее предпочтительной категорией является потребность доминировать или проявлять власть, для второго завоевывать любовь и привязанность, для третьего быть свободным и независимым для социального окружения.
Свобода деятельности относится к ожиданию человека, что его поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребности. Например, если мужчина считает, что его жена, скорее всего не проявит радости, когда он принесет ей подарок, а его мать отреагирует негативно на телефонный звонок, то в данный момент у него низкая свобода деятельности по отношению потребности в любви и привязанности. По мнению Роттера низкая свобода деятельности в сочетании с высокой ценностью потребности для человека приводит его к фрустрации, поскольку человек чувствует себя неэффективным в достижении значимых для него целей. Дезадаптация личности имеет место, когда человек присваивает высокую ценность удовлетворению отдельной потребности, но имеет низкую свободу деятельности, т.е. невысокое ожидание успеха собственного поведения.
Уровень минимальной цели относится к низшей точке в которой подкрепление воспринимается человеком положительно. Минимальная цель устанавливает раздел между поощрениями, которые являются позитивными подкрепляющими стимулами и теми которые выступают как наказание. Например, для одних студентов удовлетворительная оценка рассматривается, как подкрепление, поскольку их минимальные цели в сфере потребности академической неуспеваемости низки. Для других студентов только отличная оценка является подкреплением, поскольку они имеют высокую минимальную цель в данной сфере. Увеличивает возможность неудачи отсутствие компетентностей или навыков в сочетании с очень высоким уровнем минимальной цели. С другой стороны очень низкий уровень минимальной цели уменьшает вероятность такого поведения, которое могло бы повысить компетентность или сформировать навык. У некоторых людей ценность определенной потребности становится такой высокой, что она доминирует над всеми другими потребностями и ведет к искажению реальности или к неспособности дифференцировать ситуацию. Например, у человека может быть такая непреодолимая потребность нравиться, что он неразборчиво дарит подарки всем знакомым женщинам.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева