Невротические потребности личности.
Чтобы справиться с чувством базальной тревоги ребенок часто прибегает к защитным стратегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, которые назвала невротическими потребностями или невротическими тенденциями.
Таблица 2. Невротические потребности по Хорни.
Избыточна потребность | Проявление в поведении |
| Ненасытное стремление быть любимым, повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию Чрезмерная зависимость от других людей, боязнь получить отказ или остаться в одиночестве, переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все. Предпочтение такого жизненного стиля, при котором основное значение имеет ограничение и установленный порядок. Нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим. Дистанцирование от людей, избегание любых отношений, предполагающих взаимных обязательств.
Желание быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях. Поддержание впечатления совершенства и добродетели.
Доминирование и контроль над другими как самоцель. Презрительное отношение к слабости. Боязнь быть используемым другими, выглядеть смешно или глупо, но нежелание предпринять что-нибудь, что бы перехитрить их. Желание быть объектом восхищения со стороны других, представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса. Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков. Потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих. Сильное стремление быть самым лучшим невзирания на последствия, страх неудачи. |
Межличностные ориентации.
Хорни свела 10 невротических потребностей в три межличностные ориентации, каждая из которых представляет собой стратегию поведения личности с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире.
Ориентация на людей («уступчивая личность») предполагает такой стиль поведения, для которого характерна зависимость, болезненная потребность в партнере, беспомощность, нерешительность. Такие люди поворачиваются к окружающим в поисках любви и защиты, которых им не доставало в ранние годы. В силу этой зависимости такие люди стараются не делать ничего, что могло бы оттолкнуть от них окружающих. Их жизненный принцип: «Если ты меня любишь, ты меня не обидишь». Они также отличаются установкой на подчинение: «Если я уступлю, меня не тронут». Такие люди часто завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества и беспомощности, но за их покорностью скрывается подавленная агрессивность. Вытеснение враждебности может появляться в соматических симптомах (например, головные боли, язвенная болезнь, язвенные и сердечно-сосудистые заболевания).
Ориентация против людей («агрессивная личность») представляет собой стратегию поведения, для которой характерно стремление подчеркивать свою значимость и власть над окружающими. Такой человек живет по принципу: «Если у меня есть власть, то меня никто не тронет» и полагает, что жизнь это борьба. Даже если такой человек ведет себя доброжелательно и вежливо, его поведение все равно нацелено на обретение контроля и власти над другими. В современном мире конкуренции агрессивный тип обладает некоторыми преимуществами, если эта агрессия не перерастает в открытую враждебность. Так перфекционизм, побуждающий людей стремиться к высоким достижениям и результатам, является позитивным качеством во многих видах профессиональной деятельности.
Ориентация от людей («обособленная личность») обнаруживается у тех индивидов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди руководствуются принципом: «Если я отстранюсь, мне ничто не причинит вреда». Для таких людей характерно стремление к независимости, самодостаточности, уединенности. Также они могут ограничить свои потребности и защищать свою частную жизнь. Творческие люди часто относятся к обособленному типу.
Эти три межличностных ориентации присутствуют у всех людей, здоровый человек гибко использует их в своей жизни и легко заменяет одну другой, если возникает необходимость. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек стремится ее удовлетворить; когда возникает потребность во власти, пытается удовлетворить ее. Кроме этого каждая из этих стратегий может быть адаптивной в определенных ситуациях. Например, здоровый человек способен проявлять агрессию, отстаивая свои взгляды, планируя свою жизнь, беря на себя инициативу, добиваясь намеченных целей.
Невротик использует данные ориентации не гибко, предпочитая какую-то одну ориентацию в ущерб другим. Например, если у невротика преобладает потребность в любви, то он стремиться ее получить от всякого человека. Таким образом, потребность имеет невротический характер, если человек стремится превратить ее удовлетворение в способ жизни.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева