Психосоциальные стадии развития личности.
По мнению Эриксона, развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Его периодизация развития личности представлена через восемь кризисных альтернативных фаз развития.
Младенчество – от рождения до 1 года. Данная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру, либо настороженности, закрытости к окружающему. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности» воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Эриксон отмечал, что чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской заботы и нежности. Скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает, что младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение можно наблюдать тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги.
Эриксон связывает первый кризис с качеством материнского ухода за ребенком. Причиной кризиса является ненадежность матери и отвергание ее ребенком, что способствует появлению у него страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей, и она может проявиться на более поздних стадиях развития личности. Чувство недоверия может усилиться в ситуациях, когда родители придерживаются противоположных методов воспитания или их система ценностей находится в противоречии с общепринятой в данной культуре.
Кризис «доверия - недоверия» как и любой другой последующий кризис, не всегда находит свое разрешение в течение первой стадии развития. Хотя дилемма доверия – недоверия является центральной для младенчества, она будет проявляться и на последующих стадиях. Здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, а скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения данного кризиса, - надежда. Таким образом, доверие переходит в способность младенца надеяться, что его потребности будут удовлетворены в последующем.
Раннее детство – с 1 года до 3 лет. Этот период соответствует анальной стадии у Фрейда. В это время у детей развивается чувство автономии и самоконтроля или чувство независимости от окружающих, стыд, сомнение, унижение, в зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона соответствует описанию формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии. Ребенок, взаимодействуя с родителями, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот.
Эриксон считал, что удовлетворительное разрешение кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу. В то же время родители должны ненавязчиво ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые являются для него опасными. Переживание стыда ребенка Эриксон рассматривает как гнев, направленный на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может проявиться если родители нетерпеливо, настойчиво и раздраженно делают для детей что-то, что они могут сделать сами, или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще не в состоянии сделать сами. В результате у ребенка формируются такие черты, как приниженность, слабоволие, неуверенность в себе. Положительное психосоциальное качество, которое формируется на этой стадии, - сила воли. Сила воли, благодаря которой ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.
Возраст игры – с трех до шести лет. Этот период соответствует фаллической стадии в теории Фрейда. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предъявляются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. Проявлению инициативы способствует признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Дети на этой стадии все больше ориентируются на цель, которая является психосоциальным качеством, приобретаемым на данной стадии. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовать собственную активность в заданном обществом русле. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (например, игрушки, домашние животные, младшие братья и сестры). Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома. Эго-идентичность ребенка выражается, как «Я-то, что я буду».
Эриксон разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе этого кризиса, т.е. о сексуально-ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры, но его теория охватывает более широкую социальную сферу. Появлению чувства вины способствуют родители, чрезмерно наказывающие ребенка в ответ на его потребность любить и получать любовь от родителя противоположного пола. Дети, испытывающие чувство вины, чрезмерно зависят от взрослых, являются ведомыми в группе сверстников, им не хватает целеустремленности, чтобы ставить перед собой цели и добиваться их.
Школьный возраст - с шести до двенадцати – четырнадцати лет. В течение этого периода развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в формировании личности. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи, зависит развитие данных качеств. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине. Эго-идентичность ребенка выражается как: «Я - то, чему я научился». Чувство неполноценности формируется, когда ребенок начинает сомневаться в своих способностях или статусе в группе сверстников, а также в том случае если он обнаруживает, что его раса, пол, религия, национальность или социально-экономическое положение определяют его личностную значимость. На этой стадии формируется такая психосоциальная сила, как компетентность.
Юность с двенадцати – четырнадцати до девятнадцати – двадцати лет. Эта стадия связана с формированием эго-идентичности или неопределенности (ролевого смешения). На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он строит свои ролевые отношения с окружающими. Положительные качества, связаны с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, как способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, принимать и придерживаться морали.
Ранняя зрелость- с двадцати до двадцати пяти лет. Этот период связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. У человека формируется интимность, как слияние собственной идентичности и идентичностью другого человека. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от других людей. Положительное качество, которое связано с выходом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок и ограничений.
Средняя зрелость – двадцать шесть – шестьдесят четыре года. Эта стадия связана со стремлением человека к постоянному росту, творчеству, продуктивности, либо со стремлением к постоянству, стабильности и застою. В этот период большое значение имеет работа, тот интерес который она вызывает у человека, его удовлетворенность своим статусом, воспитание детей. Желание стабильности, боязнь нового, по мнению Эриксона, останавливает процесс саморазвития и являются гибельными для личности. Если у взрослых способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота, как психологическая противоположность безразличию и апатии.
Поздняя зрелость – шестьдесят пять лет и до смерти. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности своей жизни, эго-интеграции. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, несвязанных между собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство ведет личность к невротизации. Положительное качество, формирующиеся на этой стадии, - это мудрость, благодаря которой у человека возникает чувство целостности и осмысленности своей жизни.
Оптимизм вызывает то, что каждая стадия имеет свои сильные и слабые стороны. Неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на поражение в следующей стадии. Эриксон описывает человека постоянно эволюционизирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева