Характер.
Характер (от греч. сharacter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, в которых выражаются способы ее поведения и эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, также как и свойства темперамента, могут быть отнесены – к формально динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности.
Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент будут «подвижный», «резкий», «вялый», «инертный», а качествами характера – «организованный», «аккуратный», «разбросанный». Для характеристики эмоциональной сферы прилагательными, характеризующими темперамент, будут «вспыльчивый», «чувствительный», «импульсивный», а в случае характера «замкнутый», «добродушный», «недоверчивый».
Различие между характером и личностью заключается в том, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы. Так, применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами.
Описание характера или «типологии» характера возникли на стыке двух дисциплин психологии и психиатрии. Наиболее известные типологии характера были предложены Э. Кречмером, К. Юнгом, П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом, А.Е. Личко. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Кречмер также описал два типа характера: циклоидный и шизоидный. У Ганнушкина выделяется семь типов характера, у Леонгарда и Личко – более десяти.
Большинство авторов считают, что характер может быть выражен в различной степени. Это возможно представить в виде оси, на которой изображена интенсивность проявления характеров. На ней выделяются следующие зоны: зона «нормальных» характеров, зона ярко выраженных характеров (акцентуаций) и зона отклонений характера от нормы (психопатии). Первая и вторая зоны относятся к норме, а третья к патологии характера. Акцентуация характера считаются крайними вариантами нормы, и они подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Граница между нормальными и патологическими характерами размыта, но тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать. Выделяется три критерия, которые называются критериями психопатии Ганнушкина – Кербикова.
Относительная стабильность во времени, т.е. характер считается патологическим, если он мало меняется в течение жизни.
Тотальность проявлений характера, т.е. психопатические черты характера обнаруживаются в различных сферах жизни человека, при общении с разными людьми и при любых обстоятельствах.
Социальная дезадаптация предполагает, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем их испытывает сам человек и окружающие его люди.
Акцентуации – это крайние варианты нормальных характеров. Вместе с тем отклонение акцентуации от нормы порождают для их носителей определенные проблемы и трудности, проявляющиеся в деятельности и общении. При акцентуациях характера в отличие от психопатии, никогда не присутствуют все три критерия, рассмотренных выше. Отсутствие первого критерия подразумевает, что акцентуированный характер может меняться в течении жизни. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а затем сглаживается. Тотальность также не обязательна при акцентуациях, поскольку черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в определенных ситуациях. Социальная дезадаптация при акцентуациях может не происходить или бывать непродолжительной.
А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуации: гипертимный, истероидный, сензитивный, лабильный, конформный, неустойчивый, циклоидный, астено-невротический, психастенический, шизоидный, эпилептоидный.
Исследование характера позволяет со значительной степенью вероятности предвидеть поведение человека и корректировать его ожидаемые действия. В характере выделяются, как ведущие черты, так и второстепенные, при этом они могут, как гармонировать, так и контрастировать с ведущими чертами, что образует цельные или противоречивые характеры. Характер зависит от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию человека. Так, общительными или замкнутыми, пессимистичными или оптимистичными могут быть люди, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим принципам и убеждениям. Относительная устойчивость характера не исключает его пластичности. На формирование характера оказывает влияние социализация личности, ее воспитание и природные предпосылки.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева