logo
УМК Психология личности

Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. Радикальный бихевиоризм. Отрицание физико-генетического истолкования поведения человека. Человек как организм, обладающий определенным набором поведенческих реакций. Безусловные и условные рефлексы И.П. Павлова. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления: с пстоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением, с вариативным интервалом. Условное подкрепление. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов (поизитивное и негативное подкрепление и наказание). Генерализация и различение стимулов. Обучение навыкам общения.

Джулиан Роттер: социально-когнитивное направление в теории личности. Теория социального научения. Формула прогноза поведения (потенциал поведения = ожидание + ценность покрепления). Потребности: признание, защита – зависимость, доминирование, независимость, любовь и привязанность, физический комфорт. Общая формула прогноза поведения (потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности). Интернальный и экстернальный локус контроля.