Социальные типы характеров.
Фромм выделяет пять социальных типов характера или форм установления взаимоотношений с людьми. Эти типы характера представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Эти социальные типы характера подразделяются на два класса: непродуктивные или нездоровые, к которым относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера, и продуктивные или здоровые, к которому относится тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Эти типы характера не существуют в чистом виде, поскольку продуктивное и непродуктивное качество присутствует у различных людей в разных пропорциях.
1. Рецептивный тип полагает, что источник всего хорошего в жизни находится вне его. Такой человек считает, что основная задача жизни – скорее быть любимым, чем любить самому. К положительным качествам этого типа можно отнести оптимистичность, доверчивость, сентиментальность, идеалистичность. Негативные черты такого типа характера – пассивность и зависимость.
2. Эксплуатирующий тип добивается от других желаемого силой, обманом или изобретательностью. Негативные черты этого типа – агрессивность, эгоцентризм, надменность, склонность к соблазнению, неспособность к творчеству. Положительные качества – уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
3. Накапливающий тип стремится обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви. Негативные качества этого типа – скупость, упрямство, подозрительность, ригидность. Положительные особенности – сдержанность, предусмотрительность, ориентируется на прошлое, избегает любых поползновений на свои накопления.
4. Рыночный тип убежден, что личность оценивается как товар, который можно выгодно продать или обменять. Этот человек заинтересован в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и стремящийся продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы шансы в продаже себя потенциальным заказчикам. Негативные черты – неразборчивость в средствах, предельная отчужденность от людей, бестактность. Положительные черты – открытость, любознательность, щедрость. «Рыночная» личность, по мнению Фромма, является продуктом современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.
5. Продуктивный тип – это идеальная конечная цель в развитии человека. Фромм рассматривал эту ориентацию, в которой проявляется способность человека к продуктивному мышлению, любви и труду, как ответ, на противоречия человеческого существования.
Позднее Фромм описал два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни. В отличие от Фрейда, для которого инстинкты жизни и смерти являются врожденными и коренятся в биологии человека, для Фромма, жизнь является единственной исходной силой, в то время как смерть вторична и вступает в действие лишь тогда, когда жизненные силы фрустрированы.
Таким образом, Фромм рассматривает, как социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными потребностями личности в процессе ее развития. Фромм подчеркивает, что особенности характера человека связаны с определенными социальными структурами. Но большинство положений Фромма сформулированы настолько глобально, что они не доступны эмпирическому изучению.
____________
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева