logo search
Учебник по психологии

§5. Индивидуальные различия и типы памяти

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается прежде всего в разной скорости запоминания, прочности сохранения и легкости воспроизведения. Различным может быть и уровень произвольности памяти. У одних людей преобладает образная память (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.), у других – вербально-логическая. Разной может быть также и готовность к воспроизведению.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и анализаторов, но главное – воспитанием и характером привычной деятельности. Например, у художника под влиянием постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно воспринимаемых предметов, как форма, цвет, как правило, сильно развита зрительная память. Музыканты отличаются хорошей слуховой памятью. Встречаются люди, обладающие эйдетической памятью, которая характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» (представляет) отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. Описан один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительным развитием образной памяти. Он без особого труда удерживал в памяти огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой проводился опыт, и т.п. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему зрительные образы. Исключительного развития достигли у Шерешевского наглядные образы представлений, которые были у него настолько сильными, что мир его воображения нередко сливался с реальным миром. Необычное развитие образной памяти сказалось и на структуре всей личности Шерешевского. Обладая исключительной наглядной памятью, он в то же время с большими трудностями решал задачи, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане было невозможно.

В какой-то мере можно выделить некоторые возрастные особенности памяти человека. Основные линии развития этих особенностей: возрастание осмысленности и произвольности, совершенствование абстрактно-логических форм, обогащение приемов запоминания и воспроизведения.

Определяя тип памяти человека, обычно выделяют те характеристики из рассмотренных выше, которые преобладают в его деятельности и требуют учета (особенно в учебной работе). Это, во-первых, наглядно-образный тип, во-вторых, словесно-логический, в-третьих, эмоциональный. Однако чаще всего встречаются смешанные типы памяти. Большой отпечаток на характер памяти человека накладывает его профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается хорошая смысловая и логическая память, у художников -- образная, у учителей и врачей хорошо развита память на лица. Знание особенностей памяти учащихся для учителя необходимо, чтобы он мог, с одной стороны, опираться в учебном процессе на их сильные стороны памяти, а с другой – развивать слабые.