§2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны действий требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания. В связи с чем выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.
Умения – это способ действия, который соответствует конкретной цели и носит осознанный характер. (Это, однако, не исключает, что некоторые элементы могут включаться автоматически). Умения всегда опираются на знания. Чем больше у человека знаний в соответствующей области, тем скорее он приобретет нужные умения и тем совершеннее будет их использовать. В последнем случае умение достигает уровня подлинного мастерства.
Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.
С физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность. Раскрывая механизм формирования навыка, Н.А. Бернштейн показал, что физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
Привычки – компоненты действия, которые совершаются как бы сами по себе, автоматически. В отличие от умений и навыков они не связаны с решением каких-либо задач. В основе привычек лежит Потребность. Они могут в определенной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Для практической деятельности педагога существенное значение имеет процесс формирования навыков, так как формирование навыка составляет основу всякого обучения. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений, приводящих не только к закреплению, но и к совершенствованию действий путем усвоения все более и более эффективных приемов. Однако продуктивность овладения навыком зависит не только от числа упражнений, их темпа и распределения во времени. Имеют значение и другие субъективные и объективные причины.
К субъективным причинам могут быть отнесены; индивидуальные особенности личности, уровень подготовленности, состояние в данный момент.
Объективные причины определяются обстановкой, организацией деятельности, потоком информации и проч.
В формировании навыков выделяют несколько этапов.
Ознакомительный этап. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с предстоящим выполнением действия. Человек пытается выявить, что и как надо делать, какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Ознакомление осуществляется путем рассказа, показа, разъяснения, наблюдения. На этом этапе формирование навыка происходит на уровне сознания.
Аналитический этап характеризуется сознательным, но недостаточно умелым выполнением действия. Допускается много лишних движений, наблюдается скованность, внимание целиком направлено на действие, уровень контроля низкий. На этом этапе человек овладевает отдельными элементами действий и совершенствуется в способах его выполнения.
Синтетический этап характеризуется тем, что элементы действия сочетаются и объединяются. Происходит совмещение частных операций, замещение отдельных действий более сложными, устраняются лишние движения. Изменяется контроль – уменьшается зрительный, увеличивается двигательный. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля. Сознательный контроль уменьшается.
Этап автоматизации характеризуется возможностью выполнять действия в разных условиях. Действие начинает выполняться точно, быстро, снимается напряжение. Сознательное регулирование сохраняется, хотя значительная часть выполняемых действий автоматизирована.
Показателями выработки навыка могут служить: уменьшение времени выполнения действия; исчезновение лишних движений; снижение напряженности при выполнении действия. Отдельные самостоятельные движения объединяются в единое целое. В результате хорошо отработанных двигательных навыков улучшается качество работы и уменьшается утомление человека. В процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами, контролирующими выполнение действия. Зрительный контроль над выполнением движений в значительной степени заменяется мускульным. Изменяются приемы центрального регулирования действия. В результате внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на результат.
Навыки обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия.
Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях определяется как перенос. Перенос возможен в тех случаях, когда система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой, когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения другого, когда новый навык – фактически продолжение ранее выработанного. Ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных обусловлено их сходством и называется интерференцией. Интерференция имеет место тогда, когда система движений, включенных в один навык, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка, когда при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру старого навыка, когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не состыкуются между собой. Навыки (как, впрочем, и умения) как определенные способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Поэтому часто их различают по видам деятельности: бытовые, производственные, спортивные и т.п. Но существуют навыки, которые используются человеком в разных видах деятельности. Это двигательные, умственные и другие навыки и умения.
Деятельность человека протекает в нескольких видах:
- общение как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми;
- игра как вид деятельности является ведущей в дошкольном возрасте. В игре ребенок познает действительность, отношения между людьми, их поведение и поступки;
- учение – ведущий вид деятельности в школьном возрасте. Он направлен на приобретение знаний, выработку определенных умений и навыков;
- труд – это деятельность, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110