Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
ХАРАКТЕР
Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества. | ВОЗМОЖНОСТИ
Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ
Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности.
|
В качестве ведущего компонента структуры личности все авторы рассматривают направленность как важнейший компонент структуры. Психологи сходятся на том, что направленность является сложным личностным образованием, определяющим вес поведение личности, ее отношение к себе и окружающим.
Направленность личности проявляется:
в особенностях интересов - выявлении ведущих, степени их устойчивости, широте проявления;
- в особенностях целей, которые ставит перед собой личность;
- в потребностях;
- в установках личности и пр.
Направленность сказывается в разнообразии мотивов, в степени их осознанности и может быть стойким личностным образованием, а может носить временный, ситуативный характер.
Формирование личности происходит в процессе деятельности и общения как одного из важнейших условий овладения социальным опытом. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, вырабатываются конкретные способы выполнения действий и поведения, складываются определенные типы отношений к окружающему. В результате у нее формируется способность к самостоятельному сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный, неповторимый характер. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других психических свойств личности.
Понимание ее природы тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности этого вопроса о соотношении биологического и социального имеются разные подходы. Так, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические ее свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
Таким образом, американский психолог начала XX в. С. Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции»; согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Согласно теории ролей общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является «Теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно его концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле,«жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия его жизни.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональныс компоненты психики, называют психодинамическими (амер. психолог Э. Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).
По существу, и биологизаторские и социологизаторские теории не могли ответить на вопрос: как соотносится биологическое и социальное в структуре личности? Предпринимались попытки объяснить место биологического и социального с позиции «двух факторов», сущность которых заключалась в попытке механического соединения влияния биологических и социальных факторов, параллельного, не пересекающегося их воздействия на формирующуюся личность.
Современная психология считает, что личность биосоциальна. Вся ее психическая деятельность определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга.
Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и пр.), безусловно, устанавливают некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Известно, что при наличии одного и того же врожденного свойства нервной системы в разных условиях могут быть сформированы различные личностные свойства. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению социального опыта. Поэтому биологическое в структуре личности надо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно принципиальное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и ее деятельность.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110