Глава 5. Методы современной психологии
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» [9, с. 12-62].
Метод – это те приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достаточные данные об исследуемом объекте.
Система методов объединена наличием общей методологии, т.е. некоторым теоретическим обоснованием.
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:
Метод должен исходить из принципа детерминации, отражать специфику предмета.
Научный метод психологии прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Необходима адекватность методов исследований проблематике. В связи с чем применяемые методы (особенно это относится к психодиагностическим) должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью понимается такое качество метода психологического исследования, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью подразумевается качество метода исследования, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Рассмотрение исследуемого предмета или явления должно проводиться с учетом генетического или эволюционного принципа. При этом, как правило, одновременно применяется несколько методов. Должна быть обеспечена научная обобщенность с учетом индивидуальных различий, основанная на установлении связей и зависимостей между разными функциональными составляющими психики.
В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов исследования, и это в значительной степени связано с неоднозначной трактовкой самого термина «метод». С.Л. Рубинштейн выделял два основных метода исследования – наблюдение и эксперимент, а также промежуточные или вспомогательные методики: изучение продуктов деятельности, беседа, анкета, тест, генетический метод, использование данных патологии [8, с. 12-62].
А.Р. Лурия, используя другие основания, классифицировал три основных метода психологического исследования: метод структурного анализа, экспериментально-генетический и экспериментально-патологический. Кроме того, им выделены методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня их развития (тесты) [4, с. 30-62].
Большая работа по научной систематизации методов психологии проведена Б.Г. Ананьевым, предложившим развернутую и многоплановую классификацию. Им выделено четыре группы методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования [4, т. I, с. 31-37; т. 2, с. 123-308].
1. Группа организационных методов, с помощью которых строится весь цикл исследования и регулируется взаимодействие других применяемых методов. К этой группе относятся сравнительный (в самом широком понимании, т.е. как сопоставление или метод «поперечных срезов» в детской психологии), лонгитюдный (длительное прослеживание хода психического развития, получение «продольных срезов»), комплексный (междисциплинарность, объединение методик).
2. Группа эмпирических методов наиболее обширна и состоит из разных способов добывания научных фактов. Сюда входят наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, интервью и беседы, социометрия), праксиметрические (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, различного рода оценки продуктов человеческой деятельности), биографические (анализ фактов, дат, документации и пр.) методы, моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.).
3. К группе методов обработки данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный (выделение психологических типов, категорий и т.п.) анализы.
4. Группа интерпретационных методов, направленных на теоретическое объяснение связей психических процессов и явлений. Эта группа включает генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и пр.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).
В психологии используются специальные методы, с помощью которых выявляются существенные факты, закономерности и механизмы психики.
Одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных является наблюдение и самонаблюдение. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.
Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.
Наблюдение чаще всего проводится по заранее поставленной программе и четко отражено в плане того, за чем ведется наблюдение. Однако не исключено проведение свободного наблюдения, без заранее установленной программы и строгой фиксации на объекте наблюдения. При применении метода наблюдения исследователь может выступать в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого оно ведется. Такое наблюдение называется включенным. В отличие от этого наблюдение может быть организовано таким образом, что наблюдатель не вовлечен в тот процесс, который он изучает. Наблюдение может быть сплошным и выборочным. Так, например, для изучения индивидуальных особенностей ученика целесообразно провести сплошное наблюдение за его поведением в разных видах деятельности: на различных уроках, на переменах и т.д. Выборочное наблюдение используется в тех случаях, когда исследователя интересует какой-либо частный вопрос. Например, отношение между учениками.
Данные наблюдений фиксируются специальным протоколом, затем обрабатываются и после тщательного анализа могут служить материалом для характеристики отдельных психических проявлений. Для того чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и избежать субъективности, обычно прибегают к разным способам. К ним относятся – проведение наблюдения не одним, а несколькими психологами, ведущими независимые протоколы, его планирование, составление специальных шкал оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки), использование технических средств (аудио- и видеотехники) и пр.
В отличие от внешнего наблюдения, когда собираются данные о психическом развитии человека путем наблюдения за ним со стороны, выделяют внутреннее наблюдение человека за самим собой или самонаблюдение. Самонаблюдение применяется в тех случаях, когда ставится задача изучить интересующее явление в том виде, в каком оно представлено в сознании (когда предметом наблюдения становятся собственные мысли, чувства, переживания). Самонаблюдение широко используется в современных психологических исследованиях. Однако следует иметь в виду, что оно дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения психической деятельности человека. В этом отношении надо отличать самонаблюдение от метода интроспекции, которым пытались раскрыть закономерности развития человеческого сознания (см. гл. 1). Для каждого наблюдения характерна не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Достоинством метода является, в частности, то, что его объект, как правило, не знает о том, что за ним наблюдают, и ведет себя естественно. Вместе с тем при использовании наблюдения неизбежен ряд трудностей. Прежде всего психолог, хотя и может до некоторой степени предвидеть изменения той ситуации, в которой оно осуществляется, не в состоянии их контролировать. Кроме того, наблюдение может быть субъективно. Не всегда оказывается возможным зафиксировать все изменения ситуации в момент их протекания.
Ведущим методом психологии является метод эксперимента. Этот метод отличается от наблюдения прежде всего тем, что предполагает организацию ситуации исследования. Это позволяет установить относительно полный контроль за экспериментальной ситуацией, предвиден, возможные изменения и не допускать возникновения неожиданностей.
Сопоставляя экспериментальный метод с эмпирическим методом наблюдения, можно отметить следующие преимущества эксперимента:
- исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;
- исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;
- в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);
- эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
Однако и метод эксперимента не лишен недостатков. Как правило, практически невозможно организовать исследование так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования. Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах.
В зависимости от того, насколько естественны условия эксперимента, он делится на лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов.
Естественный эксперимент (впервые был предложен русским психологом А.Ф. Лазурским) в отличие от лабораторного предполагает активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. Например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входить в обычную работу школьника. В зависимости от поставленных задач и степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).
Констатирующий эксперимент проводится в процессе специально организованной деятельности, он выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества, который нужен для организации формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на личность в целях оказания заметного влияния на поведение человека и содержание его сознания.
Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения знаний, формирование качеств и т.п.) преодолевается применением метода срезов. Срез – это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы. Поперечные срезы сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.
Продольные срезы (лонгитюдный метод) позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.
В современных психологических исследованиях широко применяются психодиагностические методы, которые позволяют получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Основными диагностическими методами являются тесты и специально разработанные опросники (анкеты).
Тесты – это краткие стандартизированные психологические испытания, в результате которых оцениваются те или иные личностные качества. Впервые термин «тест» был введен американским психологом Ф. Гальтоном и получил широкое распространение благодаря исследованиям Д. Кеттела, А. Бинэ и других исследователей.
Различают тесты-опросники и тесты-задания.
Тесты-опросники основаны на системе заранее продуманных тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надежности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.
Тесты-задания предполагают оценку психики человека на основе того, что и как он делает. Испытуемым предлагаются специальные задания, по итогам выполнения которых судят о степени развития изучаемых качеств. Они весьма разнообразны. Существуют различные основания для их классификации: тесты вербальные и невербальные, индивидуальные и групповые.
Тесты интеллекта – предназначенные для исследования и качественной оценки уровня интеллектуального развития. Тесты личности – направленные на оценку эмоционально-волевых качеств личности, а также особенностей поведения в разных условиях. Тесты способностей – призванные оценить возможности человека в овладении знаниями, умениями и навыками. Тесты достижений – конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями. Несомненное достоинство – краткость, массовость использования, возможность статистической обработки. Однако при использовании тестов необходимо учитывать не только количественные показатели, но и качественные (не только количество ошибок, но и то, какие они).
Наряду с перечисленными выше стандартизированными тестами в психологических исследованиях используют проективные тесты. Сущность их заключается в том, что обследуемый, анализируя какое-либо событие, так или иначе проявляет свое личное отношение к нему и высказывает мысли, характеризующие в какой-то мере его собственные взгляды, проективно отражающие личностные черты.
Различают несколько групп проективных тестов.
Ассоциативные, заключающиеся в предъявлении какого-нибудь беспорядочного материала (напр., пятен Росшаха), которым требуется придать субъективный смысл.
Интерпретационные, заключающиеся в истолковании каких-либо событий, изображенных на картине.
Конструктивные, заключающиеся в предъявлении отдельных деталей, из которых можно составить различные целостные картины (в связи с собственным вкусом и интересом), а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам или после заслушивания звуков, шумов.
В ряде случаев применяются приемы, основанные на выборе из предъявляемого материала таких решений, которые косвенно связаны со скрытыми влечениями, симпатиями, намерениями человека. Как диагностический метод используется анкета (специальные опросники), позволяющие собрать материал путем прямого опроса испытуемых. Этот метод позволяет получить большой сравнительный материал в относительно небольшой промежуток времени. Однако данные, полученные на основе этих исследований, не всегда достоверны.
В психологических исследованиях часто применяются такие методы, как беседа и анализ продуктов деятельности. Успешность беседы зависит от продуманности вопросов и четкости их предъявления, а также от искренности даваемых ответов. Анализ продуктов деятельности предполагает изучение психических особенностей на основе анализа рисунков, поделок и пр.
Беседа, как правило, выступает в качестве вспомогательного метода.
Достаточно широкое распространение при проведении психологических исследований получили такие методы, как анализ продуктов деятельности – позволяет изучить психические особенности человека, реализующиеся в результате действия (рисунки, поделки и т.д.).
Близнецовый метод применяется для выяснения роли наследственности и среды в развитии личности. Он основан на сравнении психологических особенностей и поведения однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитывающихся в разных условиях.
Метод социометрии позволяет определить структуру взаимоотношений в группе. Его суть в том, что человек ставится в ситуацию выбора и на основе полученных выборов делается вывод о положении личности. Недостаток этого метода в том, что он не позволяет выявить мотивировку вывода.
Метод моделирования – это способ исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей. На них детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть технические, логические, математические, кибернетические.
Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем.
В настоящее время в психологических исследованиях стали использовать такой метод, как «мозговая атака» – основанный на активизации творческих возможностей человека. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека, тем самым повышая его уверенность в себе. В итоге это оптимизирует условия для творчества.
Метод погружения -- активный метод с элементами расслабления, внушения. В состоянии внушения человек действует без собственной мотивации и контроля. В результате изменяются его убеждения и установки.
Эмоциональная направленность, самостоятельность, мыслительная активность довольно ярко проявляется при проведении деловых игр.
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.
1. Этап постановки задачи, исследования заключается в выделении тех важных явлений или закономерностей, которые должны быть изучены более подробно, поскольку имеют либо практическую, либо теоретическую ценность. Это этап обнаружения противоречий в существующем уровне знаний, этап определения проблемы, на что могут уйти многие годы поисков и раздумий, а может оказаться достаточной и пятиминутная беседа с научным руководителем.
2. Формулирование рабочей гипотезы предполагает раскрытие причин явлений, подлежащих исследованию, о возможных их связях и зависимостях. Без наличия такой гипотезы не может быть проведено ни одно исследование, и схема его и план определяются рабочей гипотезой; если она не сформулирована, тогда место научного предположения стихийно занимает какое-нибудь обыденное представление. А в этом случае общее русло исследования не получит научной направленности.
3. Психологическое исследование в собственном смысле слова – это этап исполнения, цель которого состоит в планомерном изучении исследуемого явления, сборе фактов, проверке сформулированной ранее гипотезы. И если исходное предположение не подтверждается, это не означает неудачи исследования в целом, но лишь начало нового цикла работ и исследований в поиске истинных закономерностей.
4. На следующем этапе (который, конечно, так или иначе пронизывает и все предыдущие) производится обработка, анализ, обсуждение и сопоставление полученных результатов. Здесь дается научная интерпретация результатов исследования в целом, но здесь же строятся новые гипотезы и теории, ставятся новые задачи, т.е. намечаются пути дальнейших поисков. Таким образом, данный этап переплетается с началом следующего научного цикла, очередного исследования.
Эффективность психологического исследования существенно зависит от его правильной и своевременной организации, грамотной подготовки, профессионального проведения. '
Можно выделить самые общие требования, выполнение которых при проведении исследования является обязательным.
Планирование исследования. Включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или нужного числа измерений (наблюдений). Это план математической обработки и описание всего исследования и т.п.
Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния следует учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110