logo
Учебник по психологии

§3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления

Мышление как процесс осуществляется посредством мыслительных операций, к числу которых в современной психологии и логике* относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию и конкретизацию. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Ведущими из них являются анализ и синтез.

* Логика как наука исследует общечеловеческие формы мышления (понятия, суждения и умозаключения), его законы (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) и правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями (например, правило построения выводов, доказательств, опровержений и т.д.).

Анализ – это мысленное разделение, предметов и явлений на части. Например, приступая к решению задачи, анализируем ее условие; осваивая автомобиль, изучаем составляющие его части. Большое место анализ занимает при обучении детей грамоте: предложение делится на слова, слова – на слоги и звуки. Велика его роль при восприятии и понимании родной и иностранной речи: весь речевой поток мы членим на фразы, предложения, выделяем слова, находим отдельные грамматические конструкции и т.д. Анализ также проявляется в мысленном выделении свойств предметов и явлений. Например, при характеристике политического деятеля или литературного героя выделяем черты характера, взгляды, способности и другие его особенности.

Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Прежде всего он проявляется в объединении частей предметов и явлений. Так, из отдельных деталей мысленно конструируем целостный механизм, из звуков и букв составляем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения и т.п. Синтез также выступает и в мысленном объединении свойств отдельных предметов и явлений. Так, рассмотрев отдельные свойства, мы затем даем целостную характеристику литературного героя, исторического лица, разных событий.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Они всегда протекают в единстве. Ф. Энгельс подчеркивал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза»*.

* Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 41.

Мысленный анализ и синтез возникают на основе практического действия с предметами и явлениями. Это особенно ярко проявляется у детей. Прежде чем что-то мысленно анализировать и синтезировать, они это делают практически, действуя с предметами или их наглядными изображениями.

Высокий уровень мыслительной деятельности связан с высоким уровнем анализа. Одним из признаков высокого уровня анализа является всестороннее рассмотрение предмета или явления; при этом выделяются не только внешние, очевидные, но и скрытые стороны и свойства. Так, рассматривая картину, ученик не только называет, что на ней изображено, но и указывает, какая эпоха здесь отражена, каковы характеры изображенных героев и многое другое, что непосредственно нам не дано. Такой всесторонний анализ достигается через соотнесение (синтезирование) различных элементов картины: одежды, обстановки, выражения лиц и пр. Это и есть анализ через синтез. Посредством анализа через синтез объект в процессе мышления «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выделяются все новые свойства»*.

* Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М, 1958. С. 99.

Особо важную роль играет при этом выделение таких существенных сторон действительности, как связи и отношения. Например, учащийся разбил учебный текст на смысловые части, выделил в каждой из них главную мысль; при высоком уровне мыслительной деятельности он должен выделить и логические связи между этими смысловыми частями.

Синтез на высоком уровне приводит не к простому воспроизведению исходного материала, а к его преобразованию. Так, вместо большого, расширенного текста ученик составляет его план или тезисы, при решении арифметической задачи вместо одной сложной задачи дети получают и решают систему простых задач и т.д.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. Как показывают наблюдения и опыты, учащиеся значительно глубже проникают в сущность, например, рабовладельческого строя после изучения феодального общества, легче выделяют существенные признаки подлежащего после изучения сказуемого. Это объясняется тем, что как в первом, так и во втором случае они имеют возможность сравнить изучаемые понятия.

К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова»*.

* Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // Собр. соч. М., 1949. Т. 7. С. 332.

Иногда школьники затрудняются проводить сравнения, потому что не знают, по каким признакам надо сравнивать. Ведь предметы и явления могут сопоставляться по самым разнообразным признакам. Например, можно сравнивать реки по длине, глубине, полноводности, судоходности, характеру берегов, богатству рыбы; полезные ископаемые – по происхождению, внешнему виду, практической ценности и т.п. В связи с этим в самом вопросе учителя должен быть точно указан признак, являющийся основанием для сравнения. Одной из ошибок, которые допускают дети при сравнении, является рядоположение предметов. Например, ученик, сравнивая образы Онегина и Печорина, вначале рассказывает все, что знает об Онегине, а затем, воспользовавшись союзом «а», – о Печорине, будучи уверенным, что он дал сравнительную характеристику образов. Это обычно бывает в тех случаях, когда у учащихся нет плана сравнения. Как показывает опыт, такой план значительно облегчает процесс сравнения.

Психологи давно отметили, что выделение различий происходит гораздо раньше, чем сходства. Это объясняется тем, что в данных условиях операция различения – это операция описания наглядных признаков, а операция сходства это логическая операция, отнесение к определенной категории. Сколько бы вы ни обучали умственно отсталого ребенка, вы не получите у него подлинной логической операции отнесения названного предмета к известной категории, и всегда вместо логической операции сходства у него будет описание отдельных признаков, описание различий.

Показателем высокого уровня развития сравнения у детей является способность находить признаки сходства в сильно различающихся объектах и признаки различия в очень сходных объектах.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Оно производится на основе анализа и сравнения. Сравнивая предметы и явления, вначале находим лишь их общие и различные свойства, а затем уже объединяем эти предметы и явления по их общим, существенным свойствам. Но это объединение возможно потому, что мы отвлекаемся от несущественных признаков. Такое мысленное отвлечение от несущественных (в данном случае) признаков с одновременным выделением существенных называется абстракцией. Так, например, рассматривая цветы, мы можем отвлечься от формы, запаха и иных свойств и сконцентрировать внимание лишь на цвете.

В зависимости от того, какой признак выделяется, предметы могут попадать в различные группы. Например, мы говорим о равнобедренном, равностороннем, разностороннем треугольниках, когда объединяем их по признаку сторон, и о прямоугольном, тупоугольном и остроугольном, когда объединяем их по признаку углов. В данном случае обобщение выступает в виде классификации, или систематизации. В психологии задачи на классификацию часто применяются как метод изучения мыслительных особенностей ребенка. Методика классификации строится таким образом: испытуемому дается ряд предметов и предлагается отложить вместе те, которые имеют что-то общее друг с другом, которые относятся к одной и той же группе. Можно по крайней мере выделить три основных типа обобщений, на основании которых предметы относятся в одну и ту же группу: по сходству признаков, общности практического использования или предназначения, общности происхождения.

Обобщение протекает в единстве с конкретизацией. Конкретизация - это мысль о частном, которое соответствует определенному общему и проявляется в иллюстрировании общего (обобщенных, теоретических знаний) отдельными, частными фактами и примерами. Конкретизация имеет большое значение при усвоении знаний. Чем больше рассматривается частных конкретных случаев, тем глубже усвоение общего положения, правила, закона. Умение привести примеры, факты - показатель понимания определенных закономерностей. Нужно постоянно требовать от учащихся, чтобы они не только обобщали единичные и частные факты и делали выводы, но и подтверждали бы общие положения соответствующими фактами и примерами.

Высокий уровень протекания мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и пр.) характеризуется системностью. Так, если ученик анализирует предложение бессистемно (напр., начинает с второстепенного – союзов или дополнений), то это снижает уровень анализа. Или другой пример: ученик сравнивает образы «лишних людей» в разных произведениях. Важно – делает ли он это по плану, в определенной системе или бессистемно. Высокий уровень мыслительных операций дает возможность проникнуть в сущность предметов и явления, т.е. понять их. Понимание – в общепринятом смысле – это своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет. Например, чтобы понять работу механизма, следует знать его устройство и принцип работы; чтобы понять историческое явление, нужно вскрыть его причину и следствие; чтобы понять поведение учащегося, надо выяснить, что побудило его к совершению соответствующих поступков.

Основным критерием понимания является применение знаний на практике. Например, если ученик не только дает верное определение грамматического правила, физического или химического закона, но и грамотно пишет, успешно решает задачи, ставит опыты, приводит примеры из жизни, то это говорит о том, что он правильно понимает сущность соответствующих явлений. Другим критерием понимания является пересказ словесного материала своими словами, умение выделить в тексте основную мысль. Обучая школьников умению объяснять явления, излагать мысль своими словами, выделять главное, тем самым мы способствуем всестороннему и глубокому познанию ими действительности.